Mar 15, 2007 12:32
Антоний Сурожский... Наверное, единственный человек в совремнном Православии, святость которого признана почти всеми. Должен, однако, сознаться, что я в полной (да и то полной ли?) мере оценил его далеко не сразу. Конечно, не будучи совсем уж слепоглухонемым и увечным в духовном плане, дыхание святости я видел, ощущал с самого начала. Даже от его фотографии - свет во все стороны. И все же подчас брала досада от его книг: не то чтобы с ними было что-то не так, но в конце ХХ века душа просила нового - более catholic, более отвечающего на вызовы времени, менее специфически православного. Чего-то такого, что не стоит просто в традиции "Добротолюбия" и Феофана Затворника. Владыка Антоний же словно сошел со страниц русских "Житий" - как свидетельство не только о Христе, но и о веках ушедших, о "Святой Руси".
И я видел, что есть люди, которые тоже ощущают здесь нехватку. Замечательный о. Сергий Гаккель - сам человек близкий к святости - горько жаловался мне на мировоззреннческие расхождения с владыкой, и трудности в общении, и невозможность для некоторых духовных чад допустить даже, как выразился о. Сергий, "научную критику" в адрес владыки.
С 1990-х годов мое отношение к этим вещам изменилось. За последние годы с владыкой Антонием у меня был связан определенный, очень важный для меня мистический опыт. Но говорить о своем мистическом опыте в ЖЖ - наверное, своего рода эксгибиционизм. Скажу лишь, что я больше не пытаюсь искать в книгах, беседах владыки Антония то, чего в них нет, и что могут дать другие. Они хороши сами по себе, как продолжение лучшего в православной традиции.
Одним из свидетельств о владыке Антониии для меня является качество английского православия. Не знаю, не могу оценить пока последствия раскола, - следствия чиновной подлости - но мне сразу бросилась в глаза, как бы это сказать...глубокая адекватность многих тамошних православных. Серьезность при отсутствии истеричности и зашоренности. Причем не только - возможно, даже не столько - у русских эмигрантов, сколько у обратившихся англичан.