Любопытная аберрация оппозиционного дискурса: разоблачая "советскость" путинского режима, люди всерьез думают, что они тем самым идут поперек его пропагандистской машины. - "Мы открываем глаза народу: путинский режим плох, потому что он советский, и советский, потому что он плох". - На самом деле миф о "советскости" путинского режима - это часть пропаганды самого режима, поскольку он вводит в заблуждение просоветски настроенные (и на что-то надеющиеся) массы провинциалов. И оппозиция режиму в этом подыгрывает. Если бы я был Путиным, я бы персонально приплачивал каждому публицисту, чтобы они на всех углах кричали: "Путин - совок, хочет возродить СССР!"
Если же от путинских денег отказаться, и посмотреть на настоящее положение дел, то становится понятно, что с "советчиной" нынешний режим роднят лишь три вещи. Причем две из них - вполне позитивны:
№1. Попытка эксплуатировать образ СССР и обрывки старой советской пропаганды для самоутверждения. Здесь оппозиция подыгрывает Путину, соглашаясь с его претензиями на "советскость".
№2. Социальная риторика властей и остатки социального государства. Это безусловный позитив. "С паршивой овцы хоть шерсти клок".
№3. Необычно многочисленный для страны Третьего мира слой провинциальной полусоветской интеллигенции (врачи, учителя и т.п.), который, собственно, и удерживает "глубинку" РФ от полного уподобления Нигерии и тотальной "кущевизации". Это тоже позитив. Причем, в отличие от Нигерии, инфрастуктура, поддерживаемая "советской" интеллигенцией, составляет опору не только цивилизации, но и самой жизни. Пока в селе есть школа ("плохая", "советская") - у села остаются какие-то перспективы. Школу закрыли, "укрупнили", - все, через поколение тут останутся только старики, а потом и они умрут.
Все остальные попытки промаркировать режим "советским" оказываются лишь далекими аналогиями и уподоблениями.
Например, "советскость" якобы проявляется в репрессивном характере режима, в его борьбе с гражданскими свободами и т.п. На деле же репрессивные технологии режима частично - латиноамериканские, "пиночетовские", частично - "африканские", частично - утрированно-западные, "толерантные" (судебные преследования за "оскорбление" того и сего).
Или другой пример - преемственность элит, большое число членов советской номенклатуры в элите. Однако эти люди по своим жизненным интересам - давно уже обычные компрадоры, и именно это определяет их стратегию. Если у них еще остались какие-то советские сантименты, то это скорее в плюс подвластному населению. Уже следующее поколение собственников РФ, воспитанное за рубежом, не будет иметь вообще никаких сантиментов, ни к России, ни к ее населению. При сохранившемся "пищевом" интересе.
В целом, определение "компрадорский" гораздо лучше отражает суть режима, тогда как определение "советский" - часть пропаганды самого режима, часть его внешней оболочки.
©