В продолжение поста "
Дарнтон: найти буржуа" из блога замечательного человека и философа из Луганска Нины Ищенко.
В посте приводятся результаты исследования американского исследователя Дарнтона реалий 18-го века во Франции. В частности согласно этим исследованиям буржуазный дух охватил всё французское общество, когда процент реальных буржуа в обществе составлял не более 10%. Всего лишь. "Буржуазные убеждения исповедовали тогда аристократы и духовенство, чиновники и юристы, и буржуа среди них было так же мало, как и во всем обществе, пропорционально, небольшая часть. Как мог появиться буржуазный дух без буржуазного уклада и стиля жизни, без буржуазного мышления и буржуазного способа ведения дел?".
Если приплести сюда редукционизм, который Нина Ищенко терпеть ненавидит, то можно в этом социальном парадоксе на примере Франции увидеть аналогию с распространением вирусных заболеваний: после того, как число носителей заболевания доходит до определённого небольшого процента, начинается взрывной рост эпидемии.
Если аналогия верна, то после развала СССР мы находимся в самом пИке этой буржуазной эпидемии. Только несколько клочков земли на планете ещё как-то сопротивляются буржуазному вирусу. Но это также и значит, что буржуазный дух достиг своего предела распространения и должен пойти на убыль естесственным образом.
В связи с этим несколько вопросов:
- Что ж это за буржуазный вирус такой, который поражает социальные слои, к буржуазному укладу жизни отношения не имеющими - аристократию, госуправленцев, чиновников, интеллигенцию? Так было не только во Франции, но и в Англии. Такое же обуржуаживание аристократии, чиновников и интеллигенции было и России конца 19 - начала двадцатого века. Так было с партноменклатурой, чиновниками и интеллигенцией СССР в конце 20-го века.
- Почему самой большой антибуржуазной силой оказался не германский проллетариат по Марксу, а, пусть и не на продолжительное время, крестьянская Россия после 17-го года, которая большой ценой уничтожила самое ядовитое проявление буржуазного духа - нацизм?
- Почему буржуазный дух порождает две идеологии - буржуазный национализм и буржуазный либерализм?
- Почему торжество и приход к власти буржуазных националистов в любой стране, которые заявляют о примате национального языка и культуры, сопровождается полной деградацией этой самой национальной культуры и победой транснациональной культуры? Примеры: Прибалтика, Украина.
- Можно ли объяснить именно и только буржуазные социальные отношения с позиций психоанализа Зигмунда Фрейда?
- Каков будет постбуржуазный мир, и жив ли ещё русский симфонический византизм?
Не на все эти вопросы я смогу попробовать ответить, но на некоторые кратко попробую.