Выставка Дома русского зарубежья и несколько слов

May 19, 2015 14:29

Оригинал взят у 64vlad в Выставка Дома русского зарубежья и несколько слов
Сегодня посетили с Н.С. Кирмелем выставку "Российские участники антифашистского Сопротивления в годы Второй мировой войны" в Доме русского зарубежья. Имена в основном знакомые: Вики Оболенская, Борис Вильде, Анатолий Левицкий, Кузьмина-Караваева (мать Мария), Шафрова-Марутаева, Тамара Волконская... Привлёк внимание интересный документ из архива МИДа (спасибо организатору выставки К. Семёнову) - отчёт о приёме советским послом в Париже А. Богомоловым знаменитой эмигрантской делегации в феврале 1945 г., фотокопии которого и привожу ниже (обратите внимание на замечательные слова кадетского лидера В.А. Маклакова о необходимости "синтеза старого и нового", - увы, в тех свинцовых условиях сталинизма оставшиеся утопией, - хотя его же слова о том, что "эволюция советской России" продолжится, оказались пророческими, в отличие от апломбного заявления посла о "неизменных основах" советского строя):








А давеча попалась фраза в сети, принадлежащая одному известному современному поборнику "пораженчества": "за Германию были-то как раз государственники и националисты, а вот за СССР и Антанту - те, кто в годы Гражданской войны промышлял вредительством в белых, деникинских и особенно колчаковских тылах" (как и следовало ожидать, с упором на такую трагическую и неоднозначную, но в целом светлую личность, как мать Мария). Ещё понятно, когда речь идёт об эсерах, действительно "путавшихся" между красными и белыми в России и за границей (один Керенский с Авксентьевым сколько крови испортили белым, с высоты своей международной известности призывая не признавать "правительство реакции" Колчака), вредивших в земствах, профсоюзах и кооперативах, пользуясь прикрытием легальности - хотя даже среди них была близкая к Савинкову группа "Воля народа", выступавшая за честный союз с белыми и (наряду с плехановско-меньшевицкой группой "Единство") входившая при Колчаке в Омский национальный блок. Но отказывать в звании государственников кадетам (при всём их "западничестве" и либерализме, в годы Гражданской войны по сути перешедшим на здравые позиции либерального консерватизма, ранее свойственные октябристам)? Ведь практически все именитые кадеты (за исключением одного Н.В. Некрасова) в 1918-1920 гг. составляли главную политическую опору Белого движения, отстаивая принципы национальной диктатуры (несвойственные им до революции), создали Национальный центр, были ближайшими и активнейшими соратниками Колчака и Деникина (и даже Врангеля) - князь Г.Е. Львов и В.А. Маклаков в Париже, В.Н. Пепеляев, В.А. Жардецкий, Г.Г. Тельберг, Г.К. Гинс, А.К. Клафтон, Н.В. Устрялов в Омске, М.М. Фёдоров, Н.А. Степанов, Н.И. Астров, графиня С.В. Панина, А.В. Тыркова-Вильямс в Екатеринодаре и Ростове, П.Б. Струве в Севастополе, Н.Н. Щепкин в подполье Национального центра в Москве и др. И те из них, кто дожил до Второй мировой войны, практически стопроцентно выступали "оборонцами" - и П.Н. Милюков, и В.А. Маклаков, и П.Б. Струве, и десятки других. Да разве одни кадеты? Что, В.В. Шульгин, А.И. Деникин, генерал С.Н. Войцеховский (пусть и на службе у чехов), адмирал М.А. Кедров были "меньшими" государственниками и националистами, чем в своё время скандальный Н.Е. Марков 2-й, впоследствии ставший заядлым гитлеровцем? Это либо незнание, либо подтасовка.

Равно как подтасовкой является утверждение, что "большинство белых в 41-45 были за немцев". Белые - это не только РОВС (кстати, один из лидеров которого, адмирал М.А. Кедров, стал классическим оборонцем), и даже не только белая эмиграция. Уже не раз приходилось писать, что после оглушительного поражения в гражданскую, когда все надежды погасли, белые - те, кто не погиб на войне и не умер от тифа - раскололись (вполне естественное следствие поражения) на тех, кто просто устал от борьбы и постарался "раствориться", не желая эмигрировать (и таких было большинство, прежде всего среди рядовых, не именитых участников борьбы), - на сменовеховцев, пытавшихся под влиянием нэпа подталкивать большевиков к "внутреннему термидору" (как Устрялов), - на непримиримых, оставшихся в эмиграции, но ставших сменовеховцами под влиянием Великой Отечественной войны (как Милюков), - на сохранивших непримиримость и в годы войны, но ставших оборонцами против Гитлера как большего зла (как Деникин), - и только одним, далеко не самым многочисленным из этих осколков были те, для кого и тогда хуже Гитлера остался Сталин (как Краснов). Уж если нельзя (и действительно нельзя) считать квинтэссенцией Белой идеи Ильина (и тем более Солоневича), то тем более нелепо считать её практической кульминацией сотрудничество с нацистами, которых приветствовало, если считать всех уцелевших к тому времени на оккупированных ими территориях СССР и Европы бывших белых, однозначно абсолютное меньшинство.

фото, идеология, эмиграция

Previous post Next post
Up