Историзм в моде второй половины XIX - начала XX века. Таланты и поклонники.

Jun 22, 2013 20:45

Оригинал взят у alienordis в Историзм в моде второй половины XIX - начала XX века. Таланты и поклонники.
На женский костюм второй половины XIX века историзм оказал столь значительное влияние, что в "Новом русском базаре" 1882 года даже писали, о том, что мода "... перенесла нас на несколько столетий и возобновила все те фасоны, в которых щеголяли наши предки... Нарядные платья, это ничто иное, как самые верные снимки с туалетов Марии Стюарт, Маргариты Валуа, Марии Антуанетты, графини Монтеспан и других дам, игравших весьма важную роль не только в обществе, но и в моде... Теперь можно заказать себе платье во вкусе Любовика XV, Маргариты Валуа и других".

Бальные туалеты. Иллюстрация из журнала La Mode Illustrée. 1892 год. На одной картинке можно видеть платья в стиле ампир (второе слева, второе справа), платье в стиле эпохи Людовика XIV (крайнее справа), платья в стиле Людовика XV (крайнее слева и плохо отсканировавшееся темное в самом центре).


Разумеется, как любой журналист, автор заметки ради красного словца несколько грешил против истины. Кутюрье XIX века вовсе не копировали моду прошлых эпох. Они творчески переосмысливали ее, создавая свою, совсем новую эстетику. В этой заметке я собрала примеры такого "переосмысления". Под катом можно посмотреть рисунки платьев в исторических стилях из модных журналов XIX века и оригинальные работы разных веков, вдохновившие кутюрье на их создание.


Античность
Мода на античность не ушла в небытие вместе со стилем Ампир. Только вот "греческие акценты" стали расставляться совсем по-другому.

Платье в греческом стиле. Harper's Bazar, 1881 г.


Танагрская статуэтка. Примерно III век до н.э.



XVI век.
Насыщенная история XVI - начала XVII веков, полная поистине "литературных" по своей драматичности поворотов событий, породила огромное количество исторических романов. Мария Стюарт, Генрих II де Валуа, Екатерина Медичи в XIX веке были в первую очередь романтическими персонажами, а не реальными историческими личностями. Таковыми они воспринимались и модницами той эпохи.

Костюм Медичи. Harper's Bazar, 1881 г.


Франсуа Клуэ (?). Портрет Катерины Медичи. 1555 год.


Пояс Медичи (на сидящей девушке слева). La Mode Illustrée. 1897 год.


Аньоло Бронзино (?). Потрет Катерины Медичи. 1556 год.


Платье и накидка Генрих II. La Mode Illustrée. 1892 год.


Мастерская Франсуа Клуэ. Портрет Генриха II. 1560-1580-е гг.

.

Шляпка Валуа. La Mode Illustrée. 1892 год.


Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет Елизаветы де Валуа. 1605.


Воротник Мария Стюарт. La Mode Illustrée. 1898 год.


Мария Стюарт. Копия с портрета Франсуа Клуэ. 1559 год.


Воротник Медичи.  La Mode Illustrée. 1897 год.


Санти ди Тито. Портрет Марии Медичи. 1590-е гг.


На фантазийные платья в стиле XVI века, созданные в ХХ веке можно посмотреть здесь.

Эпоха Людовика XIV.
Стиль Людовика XIV в XIX веке - это в первую очередь пышные кружева, обрамляющие воротники и манжеты объемных рукавов.

Платье в стиле эпохи Людовика XIV. La Mode Illustrée. 1895 год.


Платье в стиле эпохи Людовика XIV. Иллюстрация из журнала La Mode Illustrée. 1892 год.


Каспар Нетшер. Портрет Маркизы де Монтеспан (фаворитки Людовика XIV).


Пальто Монпансье. Harper's Bazar, 1869 г.


Жильбер де Сев. Портрет Анны Марии Луизы Орлеанской, герцогини де Монпасье. Между 1650 и 1675 годом.


Эпоха Людовика XV (годы правления 1715-1774).
В первую очередь эта эпоха у кутюрье XIX века ассоциировалась с Маркизой де Помпадур. Однако они использовали в своих работах и некоторые элементы мужского костюма того времени.

4. Прическа Помпадур. Harper's Bazar, 1876 г.


Франсуа Буше. Портрет Маркизы де Помпадур. Фрагмент. 1759 г.


Лиф Помпадур. Harper's Bazar, 1872 г.


Франсуа Буше. Потрет Маркизы де Помпадур. 1759 год.


Лиф в стиле эпохи Людовика XV. La Mode Illustrée. 1896 год.


В этом платье используются элементы мужской моды эпохи - кружевное жабо.

Шарль-Антуан Куапель. Потрет брата художника. 1732 год.


Впрочем, и в ту эпоху они подчас встречались и в женских костюмах.

Неизвестный художник. Потрет жены императора Карла VI. XVIII век.


Мария Антуанетта (королева Франции с 1774 по 1792 г.)
В моду XIX века ее имя вошло рядом с одним из популярнейших аксессуаров второй половины XVIII века - фишю (что-то вроде косынки, которую можно завязать на спине).

Фишю Мария-Антуанетта. Иллюстрация из журнала La Mode Illustrée. 1862 год.


Кружевное фишю Мария-Антуанетта и кружевная верхняя юбка. Иллюстрация из журнала Harper's Bazar. 1869 г.


Фишю Мария-Антуанетта. Иллюстрация из журнала Harper's Bazar. 1869 г.


Разные варианты ношения фишю, типичные для XVIII века. В тот куда более фривольный век его использовали скорее чтобы подчеркнуть женские прелести, чем чтобы скрыть их.
Robe à l'Anglaise. 1785-87 гг.








Платье из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

Заметку о моде XVIII века можно посмотреть здесь.

Стили начала XIX века.
К рубежу XIX-XX веков стили, господствовавшие в начале XIX века уже сами стали историческими. Круг замкнулся. Нося платья из струящихся тканей с завышенной талией девушки теперь уже подражали не античным гречанкам, а своим прабабкам, жившим во времена Первой империи.

Платье в стиле Первой Империи (стиле Ампир). La Mode Illustrée. 1906 год.


Вечернее платье из собрания музея Метрополитан. 1804-5 гг.


Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

Лиф Жозефина. Harper's Bazar, 1873 г.


Франсуа Жерар. Портрет императрицы Жозефины. Около 1808 года.


Шляпка герцогиня де Берри. Harper's Bazar, 1882 г.


Томас Лоуренс. Портрет герцогини де Берри. 1825 год.


Использованная литература:
Victorian and Edwardian Fashions from "La Mode Illustrée" / edited and with an introduction by JoAnne Olian. Dover Publications, Inc., New York. 1998.
Victorian fashions and costumes from Harper's Bazar / edited and with an introduction by Stella Blum. Dover Publications, Inc., New York. 1974.

Еще по этой же теме:
Историзм в моде XIX - начала XX века.
Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.
Платья Чарльза Ворта из собрания Эрмитажа (Чарльз Ворт очень часто использовал исторические мотивы в своих костюмах).

история костюма, 19 век

Previous post Next post
Up