Флоренция - мужской город

Jun 23, 2012 20:53

Перед осенней поездкой во Флоренцию я читала книгу Мэри Маккарти «Камни Флоренции» (М.,2008). Опубликованная в 1956 году, она не устарела. За прошедшие 50 лет мало что изменилось. Музеи не стали приветливее, в городе только прибавилось туристов и мотоциклов. К достижениям цивилизации можно отнести лишь появление в отелях кондиционеров и пластиковых окон. Книга М.Маккарти не о «Флоренции - городе цветов», а о городе мужском и жестком.






Суровый характер флорентийской архитектуры - зримое воплощение этой мужской сути. Подчеркнуто суровая каменная кладка, украшение фасадов рустом, сдержанная цветовая гамма - вот что обычно мы видим на флорентийских улицах. Эта архитектура «прямолинейна и проста, в ней нет ничего таинственного, она не пытается подольститься к зрителю или приукрасить себя - здесь почти нет готических кружев или барочных завитушек. Простые и аккуратные охристо-серые особняки и палаццо на берегах зеленого Арно напоминают полки, выстроившиеся на плацу» (с. 20). Суров и дворец Медичи, построенный в XV веке для правителей Флоренции архитектором Микелоццо:




Этот дворец живет сейчас странной жизнью, в нем соседствуют офисы городской администрации и музей. Черно-белые стены двора, украшенные орнаментальными композициями и барельефами, напомнили мне о черно-белой ласточке, символе Флоренции. М.Маккарти говорит, что ее называют здесь «холостяком во фраке» (с.21) Кстати, во Флоренции было много холостяков. Среди них Брунеллески, Донателло, Леонардо, Микельанджело...




За этими стенами находится одно из флорентийских чудес - Капелла Медичи с росписями Беноццо Гоццоли:




Мне очень повезло. Я пришла туда во второй половине дня и минут пятнадцать находилась в полном одиночестве, разглядывая фрески. Я любовалась вьющейся по стенам процессией с волхвами во главе, тосканскими пейзажами:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/18young.jpg

Почти сказочными животными и птицами:




пока не столкнулась глазами с самим художником и не начала рассматривать многочисленные портреты, вплетенные в евангельскую сцену. И тут я заметила то, на что раньше не обращала внимания: со стен на меня смотрели только мужчины! Разумеется, свита волхвов состояла из мужчин. Но далеко не все художники обходились в этом сюжете без женщин, которые изображались где-то вдали или рядом с Богоматерью. А если в композиции присутствовали портреты заказчиков, то в молитвенных позах изображались и мужчины, и женщины. Здесь же, где так много портретных образов, вы оказываетесь в плотной толпе мужчин. Автопортрет художника определяется благодаря надписи на шапке:




http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/13young.jpg

Художник изобразил себя в свите заказчика, Пьетро Медичи:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/17young.jpg

Именно в этой части процессии, следующей за молодым волхвом, сосредоточено наибольшее количество ярких портретных образов. Но, кроме Пьетро Медичи и Беноццо Гоццоли, идентификация остальных персонажей процессии может рассматриваться лишь на уровне гипотез. В.Н.Гращенков, вслед за Э.Гомбрихом, считал, что рядом с Пьеро Медичи на муле едет сам Козимо Медичи. Между ними виден профиль Джованни Медичи:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/11young.jpg

Два молодых всадника слева - это Джулиано Медичи:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/16young.jpg

И Лоренцо Медичи:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/15young.jpg

Наверняка, среди изображенных много известных флорентийцев, но кто есть кто, определить сегодня чрезвычайно сложно. В книге М.Маккарти есть пассаж, точно передающий то ощущение, которое возникает перед этой частью фрески. «Пожилые мужчины в красных шапках, выстроившиеся в ряд позади знаменитостей, чрезвычайно гладко выбриты, что также характерно для флорентийцев. Эти жесткие, вполне материальные мужские лица с резкими чертами, толстые, с двойными подбородками, или худые и обтянутые кожей, выделяются среди этих чудесных и священных событий, и реализм их лиц, вторгающихся в святость или, как в данном случае, в пышную сказочность происходящего, производит странное впечатление.




<…>Это лица горожан, и кажется, будто они тайком пробрались на картины и стоят там, вытягивая шеи, чтобы их заметили, как на современных газетных фотографиях, запечатлевших какого-нибудь главу государства или кинозвезду среди толкающейся локтями толпы. Конечно, этим столпившимся флорентийцам очень хотелось войти в историю, и, по сути дела, они добились этого, хотя их имен, по большей части, уже никто не узнает, и они так и останутся для нас анонимной, повседневной, банальной частью истории - той ее частью, которая не меняется никогда. А правда состоит в том, что эти лица выжили, причем в буквальном смысле этого слова. Из реальной жизни исчезли красивые юноши и девушки, танцующие грации и Мадонны. На улицах современной Флоренции вам никогда не доведется встретить живого персонажа Донателло - какого-нибудь святого Георгия или Давида, но пожилые модели Гоццоли <…> попадаются на каждом шагу». (с.287-288)




Это действительно так. В ресторане, где мы ужинали дважды за эту поездку, посетителей обслуживали только мужчины. Среди них выделялся красавец лет тридцати, а остальные вполне могли бы занять место в свите Медичи. Обслуживали они идеально, а в зале, помимо нескольких столиков с туристами и туристками, опять же преобладали мужчины.
На фреске Беноццо Гоццоли мы видим не только портреты людей. Разве нельзя сказать, что гепард обладает индивидуальностью?




А эта мартышка? Судя по отсутствию вторичных половых признаков, это тоже не дама:




Сказочное шествие не могло не породить всевозможных легенд. Очень популярна в литературе версия, по которой образы двух солидных волхвов отождествляются с византийским императором Иоанном VIII Палеологом:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/2/22middle.jpg

И константинопольским патриархом Иосифом:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/3/33old.jpg

Они посетили Флоренцию в 1439 году, за двадцать лет до создания росписей Капеллы Медичи, когда здесь происходил Вселенский Собор, на котором была сделана попытка восстановить единство Восточной и Западной церквей. М.Маккарти идентифицирует образы именно так. Но образы явно идеальны. Они могут ассоциироваться с этим событием в истории Флоренции, но не более того. Во Флоренции существовало Братство «Сообщество волхвов». Неоднократно устраивались праздники, воспроизводившие шествие волхвов. К ним шились специальные наряды, в театрализованных постановках участвовали сотни людей.
Молодого мага нередко называют Лоренцо Медичи. Но это тоже совершенно идеальный юношеский образ:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/1/14young.jpg

Фреска наполнена юными красавцами-охотниками и пажами:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/3/36old.jpg

Опять обратимся к книге М.Маккарти, где Флоренция неоднократно сравнивается с Афинами. «В любом мужском обществе мальчики становятся объектами желания, а по своей чувствительности и влюбчивости страстные, интеллектуальные флорентийцы не уступали афинянам. В «грехе» были замечены не только Микеланджело и Леонардо, хотя это - наиболее известные примеры, но также и Донателло, и Верроккьо, не говоря уж о Понтормо и маньеристах <…> Здесь, во Флоренции, модно одетые юноши ценились больше, чем где бы то ни было в мире, а обычные миряне-флорентийцы могли испытывать к хорошеньким мальчикам не меньшее вожделение, чем к молодым женщинам. Некий делец, выслушав жалобу Микеланджело на слугу, которого он ему прислал, ответил, что на месте Микеланджело он хотя бы переспал с таким премиленьким мальчишкой, коль скоро тот ни на что другое не годится» (с. 279-280)
Поэтому очень натянутой кажется романтическая версия о том, что в образе пажей изображены сестры Лоренцо Медичи:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/2/24middle.jpg

В простенках апсиды на фоне таинственного леса Бенеццо Гоццоли изображает ангелов, с крыльями из павлиньих перьев:



http://www.wga.hu/art/g/gozzoli/3magi/4/63angels.jpg

Лишь один женский образ можно было увидеть в Капелле Медичи. Правда, создал его не Беноццо, а Филиппо Липпи. Это трогательно девический образ Богоматери в сцене «Поклонение Христу-младенцу». Сейчас эта картина находится в Берлине, а в капелле помещена ее копия:



http://www.wga.hu/art/l/lippi/filippo/1460/1forest.jpg


история архитектуры, живопись

Previous post Next post
Up