Экранизация дебютного романа Милана Кундеры от режиссера Яромила Иреша, снявшего
вот эту занятную вещь, за которую ему кучу плюсиков в карму. Тут, конечно, все не так психоделично, а четко и графично, но рука видна.
Кому-то покажется странным, но я читала, наверное, большую часть произведений Кундеры, включая эту самую «Шутку». Был какой-то интерес к этому писателю в свое время - как в нем вот это все уживалось. Он же считается антисоветчиком, причем из числа упоротых. Отчасти это так и есть - о чем бы не шла речь в его романах (хоть о любви, хоть о сексе), рано или поздно в повествование ворвутся танки и тема антикоммунизма. Но на самом деле, к этому творчество Кундеры далеко не сводится.
В фильме из повествования вытащена вся вода и ответвления (это хорошо), а оставлена только магистральная линия Людвика. Главный герой в молодости отправил девушке «в шутку» открытку, содержащую ряд пассажей, которые могли быть восприняты при чтении, как двусмысленные, а заканчивающееся словами «Слава Троцкому!». Ну тамошние коммунисты, как водиться, такую шутку не оценили - в 50-х то годах. Людвик полез в бутылку и лучший друг Павел, секретарь парторганизации, выгоняет Людвика из института, после чего тот попадает в «Черный батальон» для политически неблагонадежных. Это только завязка, а повествование начинается с того, как много лет спустя он, встречает жену того друга. И тут появляется этот безумный план - соблазнить эту женщину, чтобы отомстить Павлу. В чем заключалась конечная цель данного Монте Кристо я уже не помню. Ну не «рассказать мужу, а потом смотреть, как коммунист плачет, сатанински хохоча» же? Скорее всего он и сам не мог для себя это сформулировать. Но так или иначе, он становится ее любовником. Позже встречает случайно мужа и тут выясняется, что они давно не живут вместе, как муж и жена, что у Павла молодая любовница, а на то с кем спит его жена ему глубоко наплевать. И по его словам можно понять, что о случившемся тогда много лет назад он скорее сожалеет. Коварный план погиб втуне. Впрочем, не совсем - единственным человеком, который от него страдает, оказывается вообще ни в чем невиновная жена Павла. Для нее же все серьезно, она любит Людвика (правда, не понятно за что) и пытается отравится после того, как любовник ее грубо и некрасиво посылает. Что, кстати, является параллелью суицида одного из солдат в роте во флешбэке.
Неожиданный выбор актера на роль Людвика. Он мало того, что не очень тянет на героя-любовника, способного кого-то соблазнить, так еще и выглядит как-то неприятно. Там не то, что соблазнишься - там как-то побоишься с таким куда-то идти. Он же на маньяка похож. А уж чтобы окончательно добить - у него еще и прическа, называемая у нас «зачесанная лысина» (никогда так не делайте!). В книге он все-таки настолько отвратительного впечатления не производил. Возможно, что это правильно, а то многие читатели по книге не замечают в данном персонаже кое-чего.
Понятно, что Людвик - урод. Моральный. Это не про антикоммунизм вообще и не про тоталитарный режим, это про эмоционально тупого человека, который никогда никого не любил, никогда никому не прощал, носясь со своими п****страданиями и обидами с давно просроченным сроком годности. Не замечая в этом эгоизме ни своих настоящих друзей, ни страданий других (в книге есть еще линия Люции, которая тут опущена) и воспринимая всех людей, как средства. Ключевые слова, которые там прозвучали, это слова жены - «Ты очень похож на Павла». Да Людвик точно такой же конформист, сволочь и лицемер, как и Павел. Просто его лицемерие и сволочизм диссонировали с конъюнктурой и эпохой (впрочем, как и шутки), а Павла - нет. Вот и все.