Повесть временных лет. Записки дилетанта: мир Повести, часть 2.

Jul 01, 2019 15:46

Территориальный и временной контексты Повести временных лет есть. Теперь нужно определиться с этно-культурным контекстом.

Среди “потомства Иафетова” в Повести упоминаются отдельно варяги, отдельно шведы, отдельно норманны и отдельно русь.

Далее следует упоминание нориков, жителей в античности царства таврисков (возможно, кельтов), а в дальнейшем - римской провинции, в качестве почему-то славян (???).

И далее следует перечисление славянских племён и мест их расселения, на основе которого и рисуются общеизвестные карты. “И так распространился славянский народ”.

“Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане,
дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.

А это другие народы, дающие дань Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы”

О культуре славянских племён.

Забавно и озадачивающе описание якобы св. Андреем обычая славян новгородских мыться в деревянных парных банях (привет Алексан Сергеичу с его “прощай, немытая Россия”: гигиена и спа-процедуры культивировались на Руси по меньшей мере со времён Владимира Мономаха):

“И тако творять по вся дни, не мучими никымже, но сами ся мучать, и то творят не мытву себѣ, а <...> мученье”.

Это описание - полное непонимание банного действия, но. если автор этих слов был славянином, то банный обычай был бы для него совершенно обычным. Разве что он принадлежал к группе южных славян, где мытьё в бане, возможно, не было распространённым (?), или же он был вовсе не славянином и непринявшим славянские обычаи. Или же он просто вложил в уста Андрея слова о “диве”, чтобы придать большее правдоподобие этой истории.

Относительно нравов славянских племён: все они были “звериных обычаев”: жили “по-скотски”, ели всё “нечистое”, блудили и развратничали вовсю.

Единственное племя из славян было - ну зайки зайками: и скромные-то, и трудолюбивые, и уважительные - прямо “ми-ми-ми”. Звались они полянами. “...были люди те мудры и смыслены...” И жили они где? - не поверите: в местах будущего Киева! А Повесть временных лет где писалась? - сюрприз! - именно в Киеве.

И, как бы случайно, вслед за этим идёт описание, из которого опять же следует, что все народы нехристианской веры - мерзавцы по большей части отменные, и только христиане - малаццы.

Теперь понятно, откуда некоторые товарисчи время от времени отзываются о наших с вами (и своих же!) предках, как о зверях и скотах? Как говорится среди технически продвинутой молодёжи, “курите мануалы!” 6-).

Таким образом, из вышеописанного в Повести временных лет следует:
  1. Авторы Повести различают норманнов (возможно, как полиэтническую группу), варягов (поначалу из Повести неясно, по какому признаку) и шведов, как явно этническую общность.
  2. Авторы Повести то различают варягов и русов (из Повести неясно, по какому признаку), то упоминают о них, как об одном и том же.
  3. Варяги и русы - не славяне и не финно-угры.
  4. В культурном плане славяне, за исключением полян-киевлян, - звери и скоты.
Повесть временных лет. Записки дилетанта: мир Повести, часть 1.

Рюрик, славяне, история, варяги

Previous post Next post
Up