О школьной программе, литературе, стихах и любви

Sep 22, 2020 21:58

Вот за что я не любил школу, так это за то, что учителям, даже самым хорошим, удавалось привить нелюбовь к своему предмету.

Вот, взять хотя бы меня и уроки литературы. Я часто рассказывал, что очень любил читать и читал очень много (кроме последних трех месяцев, когда включился блок, но, надеюсь, что это пройдет).

Но, начинался учебный год, начинались уроки литературы...


Учительница по литературе у нас была замечательная. Со званием (мне вообще везло с учителями и преподавателями русского языка и литературы в школе и институте).
Она нам давала под запись много того, что в учебниках и не прочитаешь. Но из-за школьной программы я ее уроки не любил.

Чтение, по крайней мере для меня, процесс интимный. С книжкой надо быть наедине. От чтения надо получать удовольствие. Даже в школе, даже от уроков литературы нужно и можно получать удовольствие. А какое удовольствие может быть от того, что мы разбираем героев книги как провинившихся хулиганов на педсовете? Какое удовольствие от того, что мы выворачиваем душу и топчемся по ней сапогами анализа?

Недавно был забавный случай, когда к одному из современных писателей обратилась школьница с просьбой помочь написать сочинение по его же собственному рассказу. Писателю стало интересно и он выполнил просьбу, написав сочинение полностью. А потом школьница вернулась со слезами, ей поставили тройку с приговором: "Писатель имел в виду совершенно не это". "Да я сам не помню, что я имел в виду, когда писал" - смеялся потом писатель.

Почему составителям учебника лучше известно, что имел в виду Пушкин, Лермонтов, Достоевский? Зачем мы должны разбирать по строчкам, по словам и слогам стихотворение о, допустим, несчастной любви? Достаточно только его с выражением прочитать и всем, даже двоечникам, будет понятно, что поэту было больно, горько и каждого это ждет. Потом можно продолжить тему грусти, а закончить чем-нибудь радостным и оптимистичным. А заниматься психоанализом не надо.

После окончания школы я долго не мог слышать имена великих писателей и поэтов. Я их просто ненавидел. От одного упоминания "Лермонтов, Толстой... ... " у меня начинался психический припадок. Я слышал "Пушкин", а в памяти сразу всплывало, как я зубрю его биографию и анализы литературоведов и критиков. Не произведения, а их анализы!

Мне как-то сказали, что я похож на героя романов Достоевского. Я не знаю, как на это реагировать, комплимент это или меня "ткнули носом". Мне стыдно признаться, но благодаря школе я не прочитал ни одного романа Достоевского.

Благодаря школе я так и не могу побороть предубеждение против Льва Толстого. Все говорят, что "Война и мир" - это великое произведение и очень интересно прочитать даже сейчас. Верю. Но я его вспоминаю с ужасом. Мне настолько были неприятны разборы самих героев, их поступков, схемы на доске с переходом "От Я к МЫ", что я так и не прочитал, даже не знаю, как началось, чем сердце успокоилось и что там делал поручик Ржевский. Вымучил свою тройку и ладно. Хотя, не мешало бы прочитать. Может быть я тоже смог бы перейти от "Я" и не совершил бы тех ошибок, что совершил.

А все-таки, может быть такой литературе и не место в школе? Что может понять о радости любви и боли расставания тот, кто никогда не любил? Какое сочинение о любви и жизни может написать школьник? Я и в сорок с лишним не могу ничего о жизни сказать. И до последнего времени, когда в кино или книгах видел "сердечные страдания" героев, пренебрежительно думал: "Вот людям делать нечего, мне бы ваши проблемы". Пока не испытал сам.

Только сейчас, спустя двадцать четыре года, вопреки школьной программе, я понял, что стихи - это не "мучительно скучно". Стихи -- это не набор слов, которые надо зазубрить, рассказать, получить оценку и забыть.

Поэзия -- это действительно здорово. В стихах я нахожу отражение того, что сейчас творится в моей душе, все про меня и я сам никогда не смогу описать своё собственное состояние лучше.

Вот, смотрите, как же это хорошо! Хоть эти строки знакомы со школы, но открыл я их для себя и понял только сейчас.

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

И скучно и грустно! - и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!

Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно...
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,
И радость, и муки, и все там ничтожно.

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка,
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка!

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.


депрессия, занудство, Я, школьные годы, кажется я на эту тему уже писал, познание бытия

Previous post Next post
Up