О прозе Крупина
Проза Крупина Владимира - полна сказочной символики и на удивление проста и глубоко реалистична. В ней соединены две манеры, письменная и устная.
Такое впечатление, что письмо ему дается легко: рассказывает о чем-то или о ком-то предполагаемым слушателям и сам за собой записывает: живописно и заразительно, не теряя за живостью и непосредственностью строгости и художественности.
Владимир Крупин близок к своему читателю, и близость эта достигается прямым собеседованием, редкой откровенностью и открытостью писателя, живой обращенностью к столь же заинтересованному в их общем деле человеку.
Всякое из поколений рассчитывает на свою особую миссию в мире. Нынешняя бурная жизнь ставит перед человеком множество задач. Решая их, он нередко покидает свой город или деревню, отрывается от родной земли, от привычной обстановки, взрастившей его. И эта разлука с отчим краем, трудная и сложная для каждого человека, является одним из главных мотивов в творчестве Крупина.
Герой его не перестает страдать из-за своей отдаленности от родной земли, он жадно собирает все, что напоминает о ней и ей принадлежит: говорит на ее, казавшемся еще недавно неловким, языке, поет оставшиеся с детства в памяти старинные песни и частушки, отыскивает в приметах и верованиях народную душу, проникается любовью и пониманием ко всему прежнему укладу небогатой и невзыскательной жизни отцов и дедов и вспоминает, вспоминает... до изнеможения и страданий.
И чем дальше, чем старше - тем больше. Эти страдания и незатихающий властный зов заставляют в конце концов героя сесть в поезд или самолет, пересесть в автобус или попутную машину и на исходе дня, когда печаль и сумерки ложатся на родные холмы и поля, на озеро или речку и деревеньку подле них, войдет он в центр всего того, что в древности называли отчиной и дединой, оглянется в нетерпении вокруг, ожидая какого-то звука, какого-то знака, которые показали бы, что он и узнан, и принят, и прощен.
В тех краях, откуда вышел герой Владимира. Крупина и которые зовутся Нечерноземьем, было великое множество деревенек, вытащивших в свое время Россию из малых и великих бед, и они, даже исчезая, живут в благодарной памяти людской.
В повести «Во всю Ивановскую» есть короткий, но запоминающийся эпизод, когда один из героев рассказывает, как он ездил в свою исчезнувшую по той же причине деревню Разумы и раскладывал на тех местах, где были дома, полевые цветы.
В газетах стали появляться необычные информации о памятниках, которые ставятся бывшими односельчанами в покинутых родных деревеньках. От коротких этих сообщений переворачивает душу. Куда, в какие запасы и для каких надобностей взяла Родина их вековые труды и тепло, как она ими распорядится?
Схожее в «
Книги».