История ГЭС им. Рутенберга в Наhараим.

Jul 05, 2013 15:09



В 1903 году в Палестину приехал молодой 24-летний гидроинженер Нахум Вилбошевич. Он привез с собой документ " Развитие промышленности в Эрец Исраэль". Он должен был объехать всю страну и оценить ее промышленный потенциал. Он построил в Хайфе завод Шемен (ивр. масло), завод по производству цемента. И в 1904 году в газете "Еврейская жизнь" опубликовал статью "Гидросилы Эрец Исраэль". Ее прочтет молодой инженер Пётр Рутенберг-автор эликтрификации Палестины. В кратце результаты иследования говорят, что среди рек Израиля есть только четыре, обладающие реальным гидропотенциалом:
Литани, Иордан с притоками, Яркон и Нахаль Таниним. Река Литани оказалась самой удобной для перекрытия плотиной: она именно большой перепад высот с шириной всего 40-50 метров. Около поселения Метула ее сила оценивалась в 2000-3000 лошадинных сил. По поводу реки Иордан, она обладает максимальным гидропотенциалом в 16 километрах от Кинерета, с перепадом высот 210 метров. Нахум придавал высокое значение южным притокам Иордана, особенно Ярмуху.

По приезду Пинхаса Рутенберга в 1919 году в Израиль он встретился с Нахумом, но Нахум занялся заводом Шемен и не присоединился к Пинхасу. В стране тогда царили беспокойство и неопределенность. В том числе по поводу границ самой страны. И Пинхас публикует в Америке статью в профсоюзной газете, что для дальнейшего развития страны границы страны должны на севере включить сток Литани до разветления на западе и на востоке сток Иордана и Ярмуха. Статья имела большой резонанс. Даже президент Вудро Вильсон вмешался и поддержал, британцы поддержали эту идею, а вот французы отклонили это предложения. 23 октября 1920 года между французами и англичанами было подписано соглашение Сайкса-Пико, в котором воды Литани не были включены в границы страны. Это очень растроило Рутенберга и ему пришлось обратится к реке Иордан.



После необходимых топографических и гидравлических измерений, Пинхас с помощниками засели за составлением плана. Топографическое картографирование местности было проведено от южной оконечности Кинерета и до старого римского моста, по которому Хиджазская железная дорога пересекала Иордан. Одним из поклонников плана Рутенберга был барон Адмонд Ротшильд. Еще до приезда в Палестину барон дал ему рекомендательное письмо, и с помощью этого письма очень многие двери влиятельных людей раскрылись перед Пинхасом.
Первое, что надо было обеспечить- это транспортную доступность этого места. И он убедил верховного комиссара Палестины (Нацив аЭльон) построить дорогу от Тверии к поселению Цемах. Строительство дороги было как испытательный экзамен на приеме на работу в строительстве станции. Профиль дороги был разработан Рутенбергом с учетом уровня воды в Кинерете.

В июне 1920 года в Лондоне состоялся всемирный сионистский конгресс, первый после Первой Мировой Войны. Конгресс должен был оценить пути развития в рамках Декларации Бальфура. Рутенберг представил свой план на конгрессе. От туда он был направлен на проверку специалистов, и план был одобрен. И вот, 21 сентября 1921 года была выдана концессия Пинхасу Рутенбергу на использование вод Иордана и Ярмуха для получения электричества в течении 70 лет.Строительство должно завершиться за 5 лет, после пойдут неустойки. Провизором станции назначается верховный комиссар Палестины. Это было громадное достижение, получить концессию в еврейские руки в подмандатной Палестине. Верховный комиссар Герберт Самуэль дал Пинхасу рекомендательное письмо в помощь при сборе средств в Америке и в Англии. 5 марта 1926 британское правительство утвердила вторично концессию.
Из-за не четкости границы, топографы не раз арестовывались из-за нарушения границы, и вынуждены были добираться до Ирбида, где сидел тогдашний губернатор, вместе со своим тяжеленным инструментом.

Вот описание работы топографов:
"Для проведения измерений мы натягивали четырёхехметровый стальной кабель. На кабеле было три отметки, для остановок. К кабелю мы прикрепили кресло на колесиках для одного человека и для приборов для измерения скорости потока и расхода воды. На каждой остановке мы проводили по 4 замера на разных глубинах. Помимо измерения характеристик реки ,брались образцы грунта для определения его качества и прочности фундамента для станции. Часть проб почвы делалась немецкой фирмой "Поменс Шнакерт", но большую часть проб мы брали сами. Бурили до глубины 18 метров с помощью бура с алмазным наконечником. Весной 1927 года осталось только сфотографировать местность затопления и места строительства самой станции".

По проекту должно было быть 20 станций, но построили только одну. По тем временам этого было достаточно. На месте имелось 3 плотины со шлюзами. Они регулировали уровень воды с двух речек-Иордана и Ярмуха. Название места об этом и говорит Наhарайим-две реки. И в силу закона сообщающихся сосудов-это не плохо работало. Находится она к югу от Кинерета, рядом с Гешер аЯшана.
Электростанция действовала вплоть до 1948 года, пока ее не захватил арабский легион и выдавил отсюда последних кибуцников. Часть из них попали в плен, но потом были отпущены. Женщиг отпустили сразу, мужчин через 9 месяцев. Станция сегодня не работает, так как воду из Ярмуха забирают сирийцы. И мощность такая малая по сегодняшним понятиям, что овчинка выделки не стоит.





Машинное отделение.



Укладывают рельсы для движения вагонеток.



Слесарная мастерская.



После наводнения состояние деривационного канала. В феврале 1931 года станция была уже почти готова. И тут случился сильный паводок. Вода попала в деривационный канал, большой кусок стенки канала разрушился, поток полностью разрушил трансформаторную.
Трансформаторы были выдернуты со своих мест. Станция была запущена только через год-в феврале 1932 года. Запустили 2 турбогенератора. И появилось электричество в поселке Наараим.



В конце 1931 года Наараим посетил Руфус Дэниел Айзекс, первый маркиз Рединг, председатель совета директоров Электрической Компании.



Торжественное открытие станции состоялось 9 июня 1932 года. Среди почетных гостей присутствовали Верховный комиссар Палестины Артур Гренфелл Уокоп, представитель Британии в ТрансИордании колонель Кокс и эмир Абдалла.



Монтаж станков в цехах.

Когда в 1940 году Италия присоединилась к Тройственному союзу руководство станции решило фортифицировать ее. Фортификационные работы проходи под руковоством инженеров Дова Шапиро и Шалом Воэля. Были укреплены турминный зал, транформаторная и трубы высокого давления. Массированной бомбардировке итальянской авиации с воздуха подверглась Хайфа, где располагалась главная заправочная база ВМФ Великобритании на Ближнем Востоке.

В марте 1948 года местный трансиорданский гарнизон сменили солдаты Арабского легиона. У директора станции не получалось сойтись с Глабб-пашой, который возглавлял легион. Компания получила от британских властей дополнительные пулеметы, ружья и боеприпасы. Был построен защитный забор вокруг поселения и было добавлено дополнительное освещение.

Из книги Голды Меир "Моя жизнь":
Впервые я встретилась с королем Абдаллой в начале ноября 1947 года. Он согласился встретиться со мной - как с главой Политического отдела Еврейского Агентства - в Нахараиме (на реке Иордан), в доме, где помещалась электростанция, принадлежавшая палестинской компании.

Более техническое описание тут.

путешествия, наараим, энергетика, израиль

Previous post Next post
Up