О "плановой" нравственности

Dec 11, 2019 04:07

Представления представителей одного биологического вида о нравственности и нормальности могут существенно отличаться друг от друга - при большой схожести прочих параметров.

Цитирую слова советского человека:

"...руководитель авиационной приемки на заводе Фрунзе, подполковник Н. П. Кузнецов. В последнее воскресенье июня, когда завод «делает план полугодия», он работал на постройке своего гаража. Чтобы вытащить его на завод, директор вынужден был прислать бригаду строителей. Об этом диком поступке сообщили в Москву в Управление Заказов..."

Конец цитаты. Источник.

В воскресенье, в выходной день, человек делает что-то у себя по хозяйству, и не спешит бросить свои дела, чтобы выручить (в который раз) каких-то людей, которым он ничем не обязан и которые устроили на производстве хаос, по каковой причине они по воскресеньям "делают план полугодия". Советский человек называет это диким поступком. "Диким", джентльмены. "Ты дикарь!" - кричит советский человек с пальмы.

"Советский человек" это особая сущность. Как "Советское шампанское" на дрожжах, которое не шампанское и не вино, а нечто совершенно иное - но тоже с пузырьками. Советского человека нужно выделить в особую классификационную графу - чтобы отделить от просто человека.

"Но ведь производственная необходимость! Необходимость! Производственная! Не! Об! Хо! Ди! Мость! А ты шкура и рвач, индивидуалист поганый. Тебе наплевать на целый завод. На то, что рабочие премии не получат! На то, что директору "по шапке" дадут! На интересы страны! Вот из-за таких сволочей, как ты, мы коммунизм и не построили! Потому, что не все работали с полной самоотдачей. Потому, что много было таких вот, кто думал о своём, о своей мелкой выгоде, пренебрегая общественным благом! Скотина ты! Падаль буржуйская!"

Записав карканье ворон на магнитофонную плёнку и отдав тем самым дань орнитологии, мы можем поговорить и о производственных интересах. Нам ничто в этом не препятствует.

Механика процесса достижения высоких производственных параметров проста и очевидна. Очевидна и проста для меня, конечно, а не для советского человека. Всё начинается с уважения прав личности. Сначала стало так, что человек никому ничем не обязан, кроме того, на что он сам добровольно согласился (и в этом случае ответственность ограничена рамками контракта). Человек не обязан выручать кого-либо и работать в воскресенье, например. Примем это утверждение за аксиому и посмотрим, что из него выйдет.

Далее оказывается, что чтобы получить производственный результат, необходимо спланировать деятельность. Потому, что не получится "выдёргивать" людей с выходных и уповать на то, что "Условия по части техники у нас, может быть, не идеальны. Зато люди "железные" - всё выдержат и превозмогут! "Золотые" у нас люди!" Не получится относиться к людям, как к бесплатному "расходнику", не требующему восстановления.

Наличие у человека неотъемлемых прав не позволяет заменять планирование деятельности сверхэксплуатацией персонала. Если работники встают с рабочих мест в шесть дня, поворачиваются и уходят, то это всё для чего-нибудь, а не просто так. А именно: для того, чтобы начальство думало, а не орало и не размахивало "наганом" перед физиономиями подчинённых. Необходимость в интеллектуальной деятельности руководства начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжёлый кретинизм забота рядовых генеральных секретарей о неотъемлемых правах личности.

Допустим, вы Самый Главный Начальник. Хотите чтобы подчинённое вам начальство навело порядок и действовало планово? Поставьте ему ограничения - но не "сверху", а "снизу", в виде прав рабочих. И никуда начальство не денется; станет думать. В первую очередь, конечно, это придётся делать лично вам, Самому Главному Начальнику. С произволом придётся "завязать". Неприятно, да. Но вам нужна эффективная экономика, или возможность поорать и попинать людей?

План - в принципе, любой план - начинается с ограничений. Если нет ограничений, к чему план? Хотите действовать планово? Задайте ограничения. Пометка: произвол начальства это не ограничение, а источник хаоса. (См., к примеру, пассаж про Устинова и пушки в тексте, приведённом по ссылке). За хаос приходится платить "выжиманием" из людей всех сил. Потом это входит в привычку - и получается советский человек. Объективно говоря, подонок, считающий, что у людей интересов нет; интересы есть только у начальства.

Такова теория. А подтверждается ли она практикой? Имеют ли сообщества, в которых соблюдаются индивидуалистические права личности, более развитые и качественно работающие экономики, чем советская? Да, имеют. То есть, теория эксперименту не противоречит. Так и запишем.

Есть у меня один знакомый, который начинал свою трудовую деятельность на заводе АЗЛК, и было ему тогда 17 лет. Пришёл он на завод, и дали его в помощники опытному мастеру. А их обоих - в подчинение немцу из ФРГ. Немцы тогда монтировали на заводе купленную СССР производственную линию по выпуску каких-то деталей для автомобиля. В составе линии было много пневматических устройств и, соответственно, линия сжатого воздуха. Вот линию сжатого воздуха мой знакомый вместе с мастером и должны были смонтировать.

Немец показал им чертёж, объяснил, что к чему и ушёл. "Работайте". Они стали резать трубы, нарезать резьбу и монтировать всё это между опорами цеха. Все инструменты были в наличии и никто им не мешал. И как-то у них так это дело хорошо пошло, что, задержавшись на пару часов после рабочего времени, они протянули всю линию. Закончили, продули трубы и пошли домой.

Утром немец пришёл, улыбнулся и показал им список технологических операций, которые они не выполнили при монтаже. В первую очередь это касалось чистоты обработки поверхностей, герметизации и продувки всех элементов до их установки, а не после. "Но мы ж так две недели работать будем!" - возразил русский мастер. "Не две недели", - ответил немец, - Полгода. У меня контракт на полгода. По нашим нормам эта работа делается столько времени".

Они разобрали всё, что собрали до этого, и, действительно, полгода монтировали линию сжатого воздуха в цехе. Как рассказывает мой знакомый, это были лучшие полгода во всей его трудовой деятельности (а он уже пенсионер). Лучшие с точки зрения соотношения трудовой нагрузки, оплаты и качества выполненного.

А теперь, советские люди, можете рассказать мне, что в ФРГ автопром был хуже советского. Нет, вы расскажите.

Плановая экономика была "у них". "У нас" был бардак. Потому, что то, что начинается с произвола, оканчивается только хаосом. Это же элементарно. В системе управленческие команды ограничены только смертью исполнителей. Какой может быть порядок? Полная свобода управления (что и есть так называемый "социализм") создаёт только полный хаос исполнения. Чтобы у исполнителей был порядок, он должен быть, в первую очередь, в головах управляющих. А порядок это система ограничений. Ограничений законами физики, человеческой физиологией, правами личности. Устраните их, и мир просто рассыплется. Как СССР.

Эффективная экономика начинается с установления и соблюдения прав работников. Без вариантов, ребята. Как это достигается, следующий вопрос. Пока останемся в рамках производственной темы.

Возвращаясь же к теме нравственности, я имею сказать советскому человеку следующее. Советский человек, ты мудак. Ты мудак, советский человек. Му-дак. Ты мудак. Поэтому ты ничего не построил, а что построил - развалил.

Причина в тебе. Только в тебе.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/475246.html.
Previous post Next post
Up