Сколько лет я мечтал побывать в Калиниграде? Уже и не вспомню, чем меня так пленил этот далёкий, неизвестный город. И раз за разом я откладывал свой визит. Наконец, мечта реализовалась в явь, и надо самого себя не разочаровать, не позволить придуманному мною самим образу разрушить раскинувшуюся перед глазами действительность.
Исследовать город начинаем, практически традиционно, с окраин и промзон. Я почти не готовился к этой поездке и очень приблизительно представляю карту местности, но это совсем не страшно. К тому же у О. всегда под рукой телефон, а, соответственно, и карта.
На стенах то тут, то там попадаются стихи некоего человека, скрывающегося под ником 'Скотейнос':
“Если б мог я творить вам мечты
Как экраны, биллборды, витрины,
То зимою цвели бы цветы,
Говоря, что границы-то мнимы;
Расплескалось бы солнце из луж
Да на брюки серёзных идей
Чтобы щёткой из качеств и нужд
Не оттёрлось их чувство детей”.
Следующей примечательной чертой города оказалось индивидуальное утепление внешних стен квартир. Выглядит симпатично… и весьма заметно, особенно в сравнении с “соседями”. Подумал было, что это разовый случай, но оказался неправ, встречается эта штука повсеместно, а на каждом столбе прилеплено по объявлению о подобного рода работах.
Башни Фридрихсбургских ворот удивлённо переговариваются, осматривая окружающие их автомастерские, склады, стоянки. Как это только они оказались в такой промзоновой дыре? (Может, надо переставать болеть парейдолией?). Внутри этого векового сооружения есть музей, но пара ребят, таких же туристов, как и мы, не советуют тратить время и деньги на его посещение. Прислушиваемся к совету бывалых и идём дальше. До железнодорожного моста. Когда-то он был подъёмным, но, кажется, уже утратил эту свою функцию, и остался разве что весьма монструозным. Но по-своему очаровательным в этой монструозности. К мосту “прикреплён” охранник, правда, не совсем понятно от кого или от чего 1 человек может защищать такую конструкцию.
На противоположном берегу, почти сразу за мостом, находится музей мирового океана. Друзья-архитекторы делали для этого музея часть навигации, монтировали выставку, продолжают работу над другими проектами, так что не проходим мимо. Предлагаю О. осмотреть подлодку, но не выдерживаем бестолковости организации. За 10 минут очередь в кассу не продвигается ни на йоту, потому что кассир не только продаёт билеты, но и приторговывает сувенирами, отвечает на вопросы населения и, возможно, принимает предложения и пожелания, занимается организацией банкетов и свадеб, проводит бизнес-тренинги. Тот самый момент, когда ну очень жалко тратить время на топтание на месте в ожидании непонятно чего. Между прочим, на плакате рядом с кассой указано, что на подлодку можно попасть только с экскурсией, а народ, судя по всему, легко проходит и без этого. Непонятно. Ничего непонятно.
Набережная (часть музея) чудо как хороша. Замечательно совершать неспешный променад и глазеть на разные суда и судёнышки, изучать наполеоновские планы развития музея. Проектов громадьё, а, рассказывали мне, начинался музей Мирового океана с маленькой экспозиции в обычной квартирке. Вот как бывает.
Помимо подлодки на всеобщее обозрение выставлены несколько кораблей (на одном из них, оказывается, жил Алексей во время своей работы над выставкой в этом самом музее) и красавец Бе-12 (посещение тоже только с экскурсией, непонятно только, как туда экскурсии умещаются).
Присматриваемся к Дому Советов (О. хочет забраться наверх, меня терзают смутные сомнения, но люди на крыше - detected), но пока проходим мимо, покупаем вкусные круассаны в одноимённом кафе, сидр и спускаемся в парк, на берег пруда, чтобы немного передохнуть. Рабочие красят перила моста и ограды, проштрафившийся, видимо, паренёк соскребает граффити со стены трансформаторной будки. Солнце жарит нещадно, некоторые отдыхающие поддаются соблазну и устраивают в пруду короткие заплывы. Солнце-то жарит, но ветер не позволяет долго рассиживаться на одном месте, поэтому восполняем запасы энергии и продолжаем движение в сторону от…
Вектор на остров Канта. Стараемся успеть в Кафедральный собор до его закрытия. Увы, вход всюду платный, а на что смотреть в основном зале или в некоем музее совсем неясно. Google подсказывает, что лицезреть в соборе особо нечего, по крайней мере, не за деньги: витражей нет, обычный такой белёный зал, и ещё есть орган. Тратим финансы на открытки с видами старого города, а не на билеты.
Есть у многих выезжавших из страны и даже никогда её не покидавших часто необъяснимая тоска по Европе (а тут город практически со всех сторон окружён этой самой Европой), дескать там лучше, цивилизованнее, качественнее, а сами... Эх. Лоток, в котором покупаем открытки, расположен в часовне собора, где, в принципе, желающие могут и помолиться (сейчас желающих нет и неизвестно, бывают ли). На стене висит карта города с отмеченными старыми и новыми, существующими и существовавшими достопримечательностями. Подходит мужик, разглядывает и фотографирует карту. На него тут же с упрёками обрушивается продавщица, мол, разрешение надо спрашивать, да и вообще фотографировать нельзя, можно только купить, прямо здесь и купить. Цена за карту явно завышенная, мужик предпочитает ретироваться, а продавщица не унимается и продолжает рассказывать невольным жертвам, т.е. нам, какие все вокруг хамы и наглецы, а она, дескать, бедная и несчастная.
Наверняка ведь сюда заглядывает много иностранцев, каково им “вкушать” такое отношение?
C плаката на входной двери в собор: “В 1544 решением герцога Альбрехта его [собор] передали университету. Собор перестал быть Кафедральным, но название сохранялось по привычке. В 1944 году в результате бомбардировок английской авиации Собор сгорел, и много лет руины являлись образом людского бессердечия”.
Снаружи собор гораздо интереснее. Тут признания в любви Канту, на его же весьма стильной могиле, разнообразные барельефы, памятные надписи и посвящения, по близлежащей территории “разбросаны” скульптуры. И можно хорошо так поваляться на травке.
Недалеко от острова находится Рыбацкая деревня (совершеннейший новодел, который, правда, уже начинает разрушаться). Странное пространство: практически посреди развалин, строек и старых невзрачных советских многоэтажек. Лезем на маяк. Точка невысокая, много не увидишь, но для начала неплохо. Пока я разгадывал небогатые окрестности, О. фотографировала своего игрушечного лиса рядом с памятником “падшей” чайки. Лис не выдержал такого соседства и нырнул вниз головой на каменный пол смотровой площадки, от удара он, буквально, потерял голову, которая полетела куда-то вниз, в неизвестность мостовой. Быстро спускаюсь с маяка, но поиски на набережной не приносят успехов. Сложно найти такую маленькую деталь, к тому же её могло сдуть ветром, или кто-то уже подобрал несчастную голову, или случайно пнул ногой, или, или, или. О. пытается что-то рассмотреть сверху, да разве углядишь оттуда. Второй и третий этажи (уровни?) маяка занимает какой-то ресторанчик, поднимаюсь и прошу разрешения выбраться на их крышу, вдруг беглец найдётся там. Главное, вежливо попросить. На этот раз поиски принесли нужный результат: голова нашлась, но один глаз бесследно утерян. Вид у игрушки теперь жутковатый, но с головой и без глаза всё-таки лучше, чем совсем без головы. Горечи обиды от потери, между прочим, деньрожденьевского подарка удалось избежать.
NB: если, спускаясь по лестнице, посмотреть вверх, то через стеклянные стены ресторанчика можно заглянуть официантке под юбку. В курсе ли владельцы? Или это одна из визитных карточек заведения?
На 4 этаже-уровне маяка находится музей стекла. Музей - это, конечно, громко. Так, лавочка, торгующая разными изделиями из стекла, старыми немецкими бутылочками, найденными при раскопках, сувенирами и прочей ерундой. Вроде и хочется приобрести себе старинный бутылёк, но, с другой стороны, зачем он нужен, что с ним делать, куда приспособить. Пыль собирать? Не надо страдать вещизмом. Но есть там и одна очень достойная вещица - термически обработанная бутылка, которой придали форму листа дерева. Дорогая, собака, но эффектная, может быть как элементом декора, так и функциональной подставкой.
Входной билет на маяк включает в себя бесплатное посещение… туалета. Такое заострение внимания на одном из символов цивилизации, на первый взгляд, кажется излишним. С другой стороны, найти этот “символ” часто не так просто.
На стенах на набережной то тут, то там встречается реклама какого-то квеста. Мы практически в порту, будем считать так, значит, игра портовая. Инструкция к игре простая: "иди по рукам". Значит, игра не просто портовая, но и связана с кабаками, публичными домами, шлюхами и блэкджеком. Хорошие квесты в Калининграде.
NB: Рядом с Рыбацкой деревней есть баннер “Передавая Надежду”. Ну точно про бордель же.
Königsberger Brückenproblem
Перед ужином решаем найти ещё одни старинные ворота. На этот раз Фридландские. Чего-чего, а остатков стен, ворот и укреплений в Калининграде хватает. По пути натыкаемся на Кирху Святого Семейства, которая уже давно эксплуатируется, как местная филармония (внутрь без билета не пройти). Бредём дальше через одичавший городской парк, череду странных построек, жилых бараков и даже маленькое заброшенное кладбище. Пришлось поплутать, вернуться назад, пройти ещё вперёд, но ворота мы всё-таки нашли, даже не только нашли, но и со всех сторон осмотрели. Старинного в них меньше, чем восстановленного, но можно получить общее представление об оборонных сооружениях города времён “войны с эскимосами”.
В любом новом городе иди в ирландский паб. Еда отличная, и её много. А вот местное пиво так себе. Чешские и литовские образчики гораздо приятнее. До отеля добираемся на маршрутке, сил на пешеходное передвижение по городу не осталось совсем.
<<< previous chapter next chapter >>> Читайте также:
Казанtrip Древнерусская тоска. Ярославль Великий Новгород
Посмотреть другие фотографии на
Flickr