Взялся читать книгу об основателе Галереи русской живописи Павле Михайловиче Третьякове (1832-1898). Написана его дочерью Александрой Павловной Боткиной.
И вот что интересно.
Как-то привык представлять себе картину создания Третьяковки следующим образом. Жил в 19 веке богатый купец и человек с хорошим художественным вкусом П.М. Третьяков. Он затеял приобретать хорошие картины хороших преимущественно русских художников. И за много лет собралась прекрасная коллекция, известная нам сегодня как Третьяковская галерея. И в общем-то оно так. Но!
Далеко не все осознают роль Третьякова в развитии русской живописи. Что он не просто собирал картины, а в большой мере направлял процессы в художественной среде, организовывал некий вектор ее развития. И таким образом внес вклад в тот расцвет русской живописи, который был к концу 19 столетия. Как это получилось, и чем Третьяков отличался от других коллекционеров искусства?
По-первых, уже с самого начала своего собирательства (примерно в 1956 году), Павел Третьяков (а ему было тогда около 24-х лет) не только покупает понравившиеся ему картины, но и заказывает конкретные работы, часто портреты. При этом, если богатые люди его времени могли заказать, например, портреты членов своей семьи или портрет в качестве подарка, то Третьяков начинает заказывать портреты своих соотечественников, которых считает великими людьми своего времени. Портреты писателей, композиторов, ученых,общественных деятелей: Писемского, Гончарова, Островского, Шевченко, Грибоедова, Фонвизина, Тургенева, Достоевского, Майкова, Даля, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Аксакова и других. Собственно, многих из них мы знаем сегодня по портретам, заказанным Третьяковым. При этом, он зачастую долго и настойчиво добивается желаемого результата - сходства и высокого качества живописи. Не жалея для этого ни сил, не средств, он часто перезаказывает работы по нескольку раз, советуется с людьми, близко знающими тех, чьи портреты исполняются. Третьяков даже следит за местом жительства и перемещением выдающихся людей, прося бывающих поблизости художников написать портреты.
Продолжение следует