И еще одна кинорулетка с шикарной темой "Не получившие своего Оскара"
https://5x6.livejournal.com/12974.htmlМне достался фильм 1958 года The Defiant Ones. Что-то типа "Не склонившие головы" или "Дерзкие", в советском прокате шел под названием "Скованные одной цепью". И в данном случае изменение названия объяснимо - для советского зрителя "дерзкие", которые сбежали, но потом сдались властям - это как-то ээээ.. смысл названия не вполне оправдывают. Хотя возможно смысл "дерзости" героев в том, что они не бросили друг друга, хотя все вокруг их к этому вынуждали - и враги и "друзья". Наверное это и правда смотрелось дерзко в 50е, не знаю. Но, в общем, наше название тоже не с потолка - оно как минимум отвечает сюжету, как максимум несет в себе более глубокий смысл - там есть эпизод, когда один герой говорит другому, мол, пойдем, а то ты тянешь меня за цепь, хотя цепи уже никакой нет, цепь осталась незримая.
Режиссер Стенли Крамер, в главных ролях Тони Кертис (это который "В джазе только девушки") и Сидни Пуатье.
Сюжет простой - во время перевозки заключенных, которые скованы по двое, случается авария и двоим - белому и черному удается сбежать. То есть побег случайный. Заключенные эти друг друга ненавидят. И вообще, видимо, черного и белого не должны были сковывать вместе - это проявление "чувства юмора" такое у тюремных работников. Но сбежав, герои вынуждены как-то сотрудничать - по крайней мере пока не разобьют цепь. А дальше вот начинается интересное. То есть две трети фильма - это хорошая такая драма о двух неприятных друг другу людях, которые вынуждены действовать сообща, иначе не выжить. В последней трети сюжет делает поворот - им помогает белая женщина, они разделяются. И тут вот у меня вопросы к сценаристу - баба, которая готова после пары часов знакомства, не зная даже имени, повеситься на шею и бежать с беглым преступником, бросив ребенка - это сильный ход. Но, допустим, я чего-то не понимаю и жизнь в американской глубинке 50х годов такова, что хоть с чертом, "главное - прочь, а там все равно". Но, в общем, наши герои все равно объединяются и не бросают друг друга, хотя это ведет их обратно в тюрьму. Степень happy этого end зритель определяет самостоятельно.
К сожалению, я не смотрела остальных номинантов этого года - и не могу сравнить насколько заслужено Оскар ушел кому-то другому. Фильм был номинирован в девяти категориях - и лучший фильм и режиссер и все актеры (первого и второго плана), получил двух Оскаров - за сценарий и за операторскую работу, так что нельзя сказать, что он совсем никак уж не отмечен, но "лучшим фильмом" не стал, это да.
А меня опять,
как и в прошлой кинорулетке, не оставляло ощущение незнания контекста. Например, сцена, где герои рассуждают о слове "спасибо" и черный говорит, что он сидел на паперти и благодарил Бога, но у него не было башмаков, а белый ему отвечает странной фразой - у всех божих детей есть башмаки. Эта фраза мне напомнила песню Таниты Тикарам, которая начинается словами All good children need traveling shoes, я полезла смотреть есть ли такая фраза, но с God's children и выяснила, что мне не зря показалось это цитатой - есть спиричуэлс “All God’s Chillun Got Shoes”, и эта песня вдохновила Юджина О.Нила на написание пьесы о любви чернокожего и белой, то есть та же расовая тема (пьеса "Крылья даны всем детям человеческим"). А сколько всего такого мы не видим и не считываем в фильме.