А теперь перелистаем другой роман Александра Дюма -
"Две Дианы". Если события "Асканио" происходят в 1540-м году, то "Две Дианы" описывают конец 1550-х. И на престоле теперь сидит не Франциск I, а его сын - Генрих II. "Генрих был смугл, черноволос, чернобород и обладал, по словам современников, обаятельной внешностью. Наряд его был на редкость богат: атласный зеленый кафтан с белыми прорезями, отделанный золотыми вышивками; берет с белым пером, блиставший жемчугом и алмазами; двойная золотая цепь с подвешенным к ней медальоном ордена святого Михаила; шпага работы Бенвенуто; белый воротник из венецианского кружева и, наконец, бархатный, усеянный золотыми лилиями плащ, изящно ниспадавший с его плеч."
Франсуа Клуэ. 1559 год.
Портрета главного положительного героя романа - Габриэля Монтгомери, я, увы, не нашел. А роль главной злодейки романа принадлежит фаворитке Генриха II - Диане де Пуатье. По видимому, она была действительно незаурядной женщиной. Сперва она была фавориткой Франциска I, а затем, когда тот охладел к ней, стала возлюбленной его сына Генриха. И она оставалась возлюбленной Генриха несмотря на то, что была на 20 лет его старше. Вот как описывает ее Дюма: "Диана была одета в белый пеньюар из необычно тонкой и прозрачной ткани. Воспроизвести же ее удивительную красоту и совершенство форм было бы не под силу даже самому Жану Гужону . Что касается возраста, то его у нее не было. В этом отношении, как и во многих других, она была подобна бессмертным богиням. Рядом с нею казались морщинистыми и старыми самые свежие и юные красавицы. Она была достойна любви двух королей, которых одного за другим обворожила. "Воля женщины - божья воля", - говорит французская поговорка, и Диана была в течение двадцати двух лет единственной возлюбленной Генриха II."
Вот два ее портрета - неизвестного художника школы Фонтенбло
и портрет работы Франсуа Клуэ, датированный 1571 годом
Гляда на них, в вопросе внешности Дианы хочется согласиться с Дюма - действительно красавица. Однако, существует еще рисунок Франсуа Клуэ, датированный 1540-м годом:
И тут ее уже красавицей не назовешь.
А вот и законная супруга Генриха - Екатерина Медичи.
"Екатерина Медичи красива на свой лад, красива строгой, холодной, но подлинной красотой.
<...>
Терпение! Именно таким девизом руководствовалась Екатерина Медичи в то описываемое нами время. Она, которая впоследствии властвовала безраздельно, казалось, вовсе не стремилась выйти из тени второго плана. Она выжидала. Между тем в ту пору она была в расцвете красоты, избегала общества и этой
добродетелью, вероятно, обязана, была тем, что злословие хранило на ее счет полное молчание, пока жив был ее супруг."
Вот ее рисунок, работы все того же Клуэ, датированный, правда, 1540-м годом (то есть лет за 20 до описываемых событий):
А вот следующее поколение королевской семьи. "Обаятельная и юная невеста Мария Стюарт стояла у окна. Рядом с ней -Диана де Кастро, принцесса Елизавета и принцесса Маргарита. Все трое,тараторя без умолку, то поправляли складку на ее костюме, то завивали локонв прическе - словом, придавали туалету невесты ту законченность, какую умеютему придавать только женщины. В другом конце комнаты братья Карл, Генрих и самый младший, Франциск, с воплями и хохотом изо всех сил налегали на дверь,которую тщетно пытался распахнуть дофин Франциск, молодой жених; шалуны хотели во что бы то ни стало помешать ему увидеть невесту. <...> Таким образом, здесь, в королевских апартаментах, можно было увидетьвсех тех людей, которым суждено будет сыграть свою роль в истории Франции ближайших десятилетий, полных бедствий, страстей и славы: дофина - будущего Франциска II; Елизавету - будущую супругу Филиппа II и королеву Испанскую; Карла - впоследствии Карла IX; Генриха - впоследствии Генриха III; Маргариту Валуа, которой предстояло стать королевой и супругой Генриха IV; Франциска -будущего герцога Алансонского, Анжуйского и Брабантского и Марию Стюарт, которую ждали две королевские короны и под занавес - мученический венец."
Франциск - будущий король Франциск II (царствование его будет недолгим и чисто номинальным - он умрет в 17 лет):
Франсуа Клуэ, 1553 год
А вот его супруга - Мария Стюарт:
Жан Декур, 1560 год
А это его младший брат Карл - будущий Карл IX:
Франсуа Клуэ, 1559 год
А вот их сестра Маргарита - та самая, которая в будущем станет "Королевой Марго":
Франсуа Клуэ, 1560 год
Мастер Детей Франции, около 1559-1560 года.
Еще одна сестра - Елизавета, которая станет королевой Испании, женой Филиппа II:
Франсуа Клуэ, 1559 год.
Теперь посмотрим на других персонажей. Вот выдающийся полководец, один из главных вождей католической партии - Франсуа де Гиз по прозвищу "Меченый". "Герцогу де Гизу было тридцать семь лет. И хотя по природе своей был он великодушен и широк, душа его уже успела разочароваться во многом, чего еще не изведал Габриэль; от несбывшихся желаний, угасших страстей, бесплодных битв глаза у него впали, волосы на висках поредели":
Прозвище это он получил из-за шрама на лице, полученного от удара копья. А спас его от этой раны великий врач Амбруаз Паре. "Амбруаз, упершись коленом в грудь герцога, наклонился над ним, осторожно взялся за наконечник копья и начал медленно, а потом все сильней и сильней расшатывать его. Герцог содрогнулся от невыносимой боли. Крупные капли пота выступили на лбу. Амбруаз Парэ на секунду остановился, но тут же принялся за прерванную работу.
Через минуту, показавшуюся вечностью, наконечник был извлечен из раны. Амбруаз Парэ отбросил его прочь и наклонился над зияющей раной. Когда он поднялся, лицо его светилось восторгом. И в это мгновение, словно осознав только сейчас всю важность свершившегося, он пал на колени, простер руки к небу, и слеза радости медленно скатилась по его щеке.
Никто не проронил ни слова, все ждали, что он скажет. Наконец прозвучал его торжественный, взволнованный голос:
- Теперь я могу ручаться за жизнь герцога де Гиза!"
Вот как выглядел Амбруаз Паре:
Этьен Делон, 1582 год.
Действует в романе и один из главных оппонентов Гиза - вождь протестантов, адмирал Гаспар Колиньи:
Аноним Лекюрье, 1560 год.
А вот - один из главных моментов романа - смертельное ранение Генриха II в турнирном поединке с Габриэлем Монтгомери. "Но, возвращаясь к месту поединка Габриэль не отбросил обломок копья, как велят правила турниров. Он ехал, держа его наперевес. И вот на полном скаку, поравнявшись с мчавшимся ему навстречу королем, он неосторожно задел этим обломком шлем Генриха II. Забрало шлема сдвинулось, и острый конец сломанного копья вонзился в глаз королю и вышел через ухо! Вопль ужаса вырвался из груди потрясенной толпы.
Генрих выпустил повод, припал к шее коня, успев доехать до барьера ристалища и там рухнул на руки де Виейвиля и де Буази.
- А! Я умираю... - проговорил он и добавил еле слышно: - Монтгомери... здесь ни при чем... Так было нужно. Я его прощаю...
И потерял сознание."
Вот это событие на гравюре Франса Хогенберга (к сожалению, изображения лучшего качества я не нашел):
Upd: по наводке уважаемой
nfbнашелся и портрет главного героя романа - Габриэля Монтгомери: