Думаю, среди моих френдов нет такого человека, который не читал бы романы Александра Дюма. И наверное, большинство из нас пыталось представить себе персонажей романа. Попробуем посмотреть, как же они выглядели. И начнем мы с одного из моих любимых романов - "
Асканио".
Действие этого романа происходит в 1540-м году и главным его героем (разумеется, мы не упоминаем вымышленных персонажей) является знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Вот как описывает его Дюма: "Удивительной энергией и силой дышало лицо этого необыкновенного человека, привлекая внимание даже тех, кому не хотелось его замечать. То был сухощавый, рослый, сильный человек лет сорока, но лишь резец Микеланджело или кисть Риберы могли бы изобразить его тонкий, решительный профиль, написать смуглое, выразительное лицо или воссоздать весь смелый, величественный облик. Его высокий лоб оттеняли густые брови, и казалось, они вот-вот нахмурятся; ясные, честные, проницательные глаза порой метали молнии в царственном гневе; добрая и снисходительная, но вместе с тем чуть насмешливая улыбка и очаровывала, и внушала робость. Он по привычке поглаживал черные усы и бороду. Его довольно крупная рука с длинными пальцами - ловкая, умелая, крепкая и при всем том тонкая, породистая, изящная, его манера смотреть, говорить, поворачивать голову, живость, выразительные, но не резкие движения, небрежная поза, в которой он стоял, когда вошел Асканио, - словом, весь его облик дышал силой: отдыхающий лев оставался львом."
А вот как он выглядел на самом деле:
Главной противницей художника в романе выступает герцогиня д'Этамп. "Анна де Писслэ, герцогиня д'Этамп, на которую король, вернувшись из испанского плена, обратил свое благосклонное внимание, вытеснила из его сердца графиню де Шатобриан и в ту пору была в расцвете своей поистине царственной красоты. У нее была стройная фигура, тонкая талия, она горделиво, с какой-то кошачьей грацией вскидывала свою прелестную головку, а ведь грация присуща не только кошечке, но и пантере, которых она, впрочем, напоминала также своим непостоянством и ненасытной алчностью. И вместе с тем королевская фаворитка умела разыграть такую чистосердечность, такую наивность, что вводила в заблуждение самых недоверчивых людей. Необыкновенно подвижно и коварно было лицо этой женщины - то Гермионы, то Галатеи, на ее бледных губах играла улыбка, иногда манящая, иногда страшная, а глаза, порой такие ласковые, вдруг начинали метать молнии и загорались гневом. У нее была манера так томно поднимать и опускать глаза, что невозможно было понять, нежность или угроза таится в ее взоре. Эта высокомерная и властолюбивая женщина покорила Франциска I, вскружила ему голову; она была надменна и завистлива, изворотлива и скрытна." Ее внешность мы можем представить себе по этому рисунку Франсуа Клуэ, сделанному в 1535 году:
Теперь поговорим о второстепенных персонажах, которые в исторических романах особо важны, и начнем мы разумеется с короля Франции Франциска I . Мы можем представить его облик по знаменитому портрету работы все того же Клуэ:
(1535 год)
Появляется на страницах романа и главный противник Франциска I - император Карл V:
Это его портрет работы Тициана.
А вот куда менее знатный, но не заметный персонаж. "В этот миг, пробравшись сквозь толпу придворных, к королю подбежал шут Трибуле.
- Ваше величество! - воскликнул он. - Позвольте посвятить вам труд, который я собираюсь напечатать.
- Охотно, шут; но сначала скажи, как ты назовешь его и о чем там идет речь?
- Я назову его "Альманахом глупцов", сир, ибо он будет содержать перечень величайших глупцов, каких когда-либо носила земля. А на первой странице я уже вывел имя короля всех бывших и будущих глупцов.
- Ну, и кто же, интересно, этот достойный мой собрат, которого ты возвел на трон? - с улыбкой спросил король.
- Карл Пятый, - ответил Трибуле.
- Карл Пятый?! - воскликнул король. - Но почему именно он?
- А потому что никому, кроме него, и в голову не пришло бы явиться в страну вашего величества после того, как он держал вас пленником в Мадриде, - ответил шут.
- Ну, а если он благополучно проедет через все мое королевство? - спросил Франциск.
- О! Тогда я торжественно обещаю стереть его имя и заменить другим.
- Каким же, любопытно?
- Вашим, сир. Потому что, допустив это, вы окажетесь еще глупее, чем он.
Король расхохотался, придворные последовали его примеру. <...>
- Ну что ж! - сказал Франциск. - Можешь сейчас же заменить имя Карла моим: я дал императору честное слово дворянина и сдержу его. А посвящение твое принимаю, и вот тебе плата за первый экземпляр.
И, вынув из кармана полный кошелек, король швырнул его шуту. Трибуле подхватил подарок зубами и убежал на четвереньках, ворча, как собака, уносящая брошенную ей кость."
Вот он - шут короля и король шутов Трибуле:
(1550 год)
Еще один персонаж, упоминающийся в романе - Анн де Монморанси, коннетабль Франции.
"высокий, слегка согбенный годами старик, высокомерный, холодный, сухой, с живым взглядом и отрывистой речью - вечно был не в духе и постоянно ворчал. Вероятно, он счел бы себя униженным, если бы кто-нибудь застал его улыбающимся. Каким образом мог понравиться этот угрюмый и пожилой человек обаятельному, любезному королю Франциску? Очевидно, разгадку следует искать в законе сходства противоположностей. Франциск I владел тайным искусством отпускать от себя довольными даже тех, кому он отказывал; коннетабль, напротив, приводил в ярость даже удовлетворенных просителей. Не блеща талантами, он тем не менее сумел внушить королю доверие своей непреклонностью старого вояки и важностью истого диктатора."
Этот рисунок Клуэ сделан за 10 лет до событий романа, в 1530-м году (так что здесь он еще не старик):
Действуют в романе и люди искусства. "Наконец приехали в Париж. Прежде всего Бенвенуто навестил Приматиччо":
Это - автопортрет Приматиччо (правда, здесь он заметно старше, так как нарисован он между 1560 и 1570 годами).
А вот и поэт Клеман Маро. "Вот он молча забился в уголок; поэт взволнован, а это явное
доказательство, что ему хочется прочесть нам свои стихи":