Еще один интересный, но увы, гибнущий на наших глазах уголок Петергофской дороги, это деревянные дачи в Бобыльске.
О том, как обстояла здесь жизнь в конце позапрошлого столетия мы можем судить по рисунку одного из обитателей этих дач - известного архитектора Л. Н. Бенуа:
16 февраля 1866 года сельский сход крестьян деревни Бобыльской постановил "заменить общинное пользование наследственным и разделить мирскую землю на ... наследственные участки". Участки эти вскоре начали распродаваться. Значительную их часть купил некий Б. Ф. Небо, который построил здесь свою дачу, а остальную территорию разделил на маленькие участки и стал распродавать их дачникам.
Л. Н. Бенуа вспоминал: "Летом 1890-го года затеяли мы с Сашей Мейснером (А. Э. Мейснер - свояк Л. Н. Бенуа) приобрести место на берегу залива в Бобыльске и построить дачи. У Б. Ф. Небо купили место, попавшее ему во владение после разорившегося рыбака Михайлова. Новый владелец разбил его на участки. Мы приобрели два участка с берегом.
Я решил построить дачи одинакового плана, но визави, т. е. сделав планы, снял кальку и перевернул на другую сторону. Этим мы избежали необходимости видеть кухни друг друга. Вся идея плана заключалась в том, чтобы расположить жилые комнаты и, главное, детские таким образом, чтобы защитить их от ветров и повернуть к солнцу. Заслоняться от него, особенно в нашем климате, не следовало. Да и нигде в мире вы не встретите, как у нас, дач, густо засаженных деревьями, не пропускающими животворящего луча солнца, что порождает тьму и сырость в помещениях.
Наши дачи вышли очень удачными, живописными и уютными, а ко всему прочему еще и поместительными. В гостиной большое цельное зеркальное стекло вставлено прямо в раму, которая не отворялась. Это было сделано для того, чтобы при сильных северных и северо-восточных ветрах можно было сидеть в тепле и любоваться бушующим морем".
"Нижний этаж был срублен из круглых чистых бревен, верх обшит в виде фахверка. Крыша гонтовая. Все деревянные детали не крашены, а покрыты олифой, что придало дачам иностранный вид. У берега забили сваи, вынули грунт и развезли по месту, подняв таким образом всю площадь участка на один аршин. Это оберегало нас от больших наводнений. Осенью 1890 года, когда только начинали постройку, было сильное наводнение: буквально все место было под водой. Потом такого уже не случалось, хотя вода и посещала нас, но только разливаясь лужами и приплеском волн. Надо сказать, что эта стихия нам много вреда принесла, что твоя революция!
Гостиная собственной дачи. 1920 г (рисунок сделан Л. Н. Бенуа по памяти).
"К лету 1891 года мы переехали. Позже произошли дополнения и разные пристройки в обеих дачах, чем и была достигнута известная разница в них. Кроме того, в силу неодинакового их расположения к солнцу и ветру возникло не вредящее ансамблю интересное разнообразие. Место было голое, если не считать ольхи на берегу и двух-трех берез на бывшем огороде. Все было обсажено нами, и впоследствии много деревьев пришлось снести, так как они мешали друг другу, а главное - стали заслонять солнце".
К сожалению, ни дача Бенуа, ни дача Мейснера не сохранились. Однако еще одна дача, построенная по проекту Л. Н. Бенуа дошла до наших дней (ее башня видна на заднем плане фотографии). Принадлежала она М. Н. Бенуа - старшему брату Л. Н. Бенуа.
"На следующий год брат Михаил купил себе место рядом, и я ему построил дачу несколько больших размеров с башнею.
Стиль взял несколько иной, придерживаясь мотивов фронтонов на английских домах... Все остальное было отделано в том же духе, что и наши дачи. При въезде у ворот поставили домик с прачечной и баней, которой брат угощал любителей банного режима..."
Дача М. Н. Бенуа, хоть и находится не в лучшем состоянии, но пока что цела и вроде бы под присмотром.
В куда худшем состоянии находятся две другие дачи. Дача архитектора А. А. Грубе (вероятно, он сам и являлся автором проекта), стоит с заколоченными окнами:
В еще худшем состоянии находится дача Л. И. Крона:
Окна разбиты, а часть стены просто обвалилась:
А вот как она выглядела в 1920-е годы:
Л. И. Крону принадлежала в Бобыльске еще одна дача, расположенная на горе. Вот как она выглядела:
Проект дачи в 1891-м году также разработал Л. Н. Бенуа. "В то же лето я сделал проект дачи Л. И. Крону. Он купил старый дом доктора Вредена, построенный в мавританском стиле, стоявший на горе, выше деревни Бобыльск.
Эта дача значительно больше и затейливее наших. Она построена в характере и с приемами готической архитектуры. Интересно вышла башня и подъезд с крыльцом, исполненные так, как я мечтал, когда строилась башня в Озерках. Выступающие концы балочек обделаны головками на манер готики: их резал А. И. Стюнкель, который был моим помощником на постройке и у Крона и у брата Миши. Сад, состоящий из горки и овражка, был несколько переделан садовником Регелем и его помощником, чудаком Редешейдом.
У нас садовыми работами ведал старик Рахонин под прозванием "Rosa rugosa" (Роза морщинистая). Помню, как посаденный на разделе наших дач вяз не принялся, и мы боялись, что он погибнет. Тогда 1 октября 1890 года, завтракая на воздухе и справляя отвальную с дачи, мы отрыли этот вяз, подняли его и выпили шампанское за его здоровье, опрокинув бокальчик под корни. Присутствовавший на завтраке Редешейд, как и все мы, своих корней не забыл! Хорошие были времена".
Дача Крона почти дожила до наших дней (правда утеряла большую часть декора в ходе одного из ремонтов). Но в начале 1990-х годов ее расселили, в 1995-м году она сгорела, а местные жители растащили остатки, разрушив даже каменный цоколь. Очень похоже, что столь же печальная судьба ждет и другие дачи Бобыльска.