Петербург. Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция. 1906-07, 1913

Apr 23, 2012 23:56

Я уже неоднократно писал о трансформаторных подстанциях городского трамвая (http://babs71.livejournal.com/75778.html#cutid1, http://babs71.livejournal.com/179875.html, http://babs71.livejournal.com/432701.html). А сегодняшний пост посвящен центральной электростанции городского трамвая (Атаманская ул., 3). Вот ее фотографии вскоре после постройки и в наши дни:

 


При создании проекта городского трамвая обсуждалось два возможных варианта - постройка нескольких небольших электростанций в разных районах города и создание единой электростанции.


По настоянию инженера Г. О. Графтио, руководившего инженерным проектированием трамвайной сети, был принят вариант с центральной электростанцией, питающей линии через трансформаторные подстанции.

 Группа инженеров электриков Центральной электрической станции. Крайний слева - Г. О. Графтио. 1 октября 1907 г. Фото К. Буллы.



Электростанция разместилась на территории Казачьего плаца, неподалеку от реки Монастырки. 



Строительство ее велось в 1906-1907 годах.







Разработали проект здания и руководили строительством архитектор А. И. Зазерский и гражданский инженер Л. Б. Горенберг.






За право производства работ боролись три фирмы - "Сименс Гальске", "Всеобщая компания электричества" и "Вестингауз". Именно "Вестингауз" победил в конкурсе и поставлял оборудование для электростанции.






Справа у здания находится увенчанный башенкой корпус с жилыми и служебными помещениями.



А слева к нему примыкает протяженный корпус машинного зала.


 



На старых фотографиях он насчитывает пять осей, но сейчас в нем их восемь. По всей вероятности, его расширяли еще до революции.



Старый корпус "обрывается" на середине окна, а дальше идет корпус современной постройки. Вероятно, дореволюционный корпус был частично разрушен (возможно, во время Блокады).

 
У самого берега монастырки располагается небольшой павильон (наб. Обводного канала, 21). Это - водокачальня электростанции, обеспечивавшая водой ее котлы.

 
 

 


 


 


 
А на углу Атаманской и Кременчугской улиц располагается одна из трансформаторных подстанций - Староконная (
Кременчугская ул., 6): 


 



Она относится ко второй очереди строительства городского трамвая и построена в 1913-м году.


 


 
Ее автор - гражданский инженер А. А. Ламагин.






Он же, скорее всего, построил и здание, расположенное между электростанцией и трансформаторной подстанцией: 




P.S. В воскресенье, 29 апреля состоится экскурсия .экскурсия по Московскому проспекту от метро «Фрунзенская» до Московских ворот.
Среди прочего мы увидим:
Жилой дом работников ГРЭС-1 - Газгольдеры - дом-коммуну "Порт-Артур" - Жилмассив на Киевской улице - жилые дома на Московском проспекте - здание «Союзпушнины» - Новодевичий монастырь и кладбище - Московские ворота.

Начало в 10-00. Сбор группы у выхода из наземного вестибюля станции метро "Фрунзенская".
Стоимость экскурсии - 300 рублей.

Записаться для участия в экскурсии можно здесь: http://babs71.livejournal.com/574705.html

Дореволюционная архитектура, Зазерский А. И., История, Петербург, Ламагин А. А., Горенберг Л. Б.

Previous post Next post
Up