Петербург. Екатерингофский мост и спиртоочистительный завод. кон. XIX века, 1910-1914 год

Apr 13, 2009 22:53

На городской окраине расположен один из мостов, построенных в стиле модерн - Екатерингофский мост. Он пересекает реку Екатерингофку и соединяет Рижский проспект и Гапсальскую улицу, связывая город с Гутуевским островом.

 
Мост требовался для того, чтобы соединить с городом расположенный на Гутуевском острове порт.  Поэтому еще в 1904 году Министерство торговли и промышленности и Петербургский торговый порт подняли вопрос о строительстве моста.

  
По всей видимости, тогда же фирмой "Шерцер и Ко" был составлен проект моста. Однако Городская управа по своему обыкновению не слишком торопилась, так что проект утвердили только 7 сентября 1909 года.


Строительство моста началось 1 сентября 1910 г. Работы вело Общество Путиловских заводов. Руководителем строительства был назначен инженер А. П. Пшеницкий, а его помощником - Д. Я. Акимов-Перетц. Строительство завершилось в 1914-м году. 22, 30, 31 мая и 5 июня 1914 г. проводились испытания моста, на основании которых было разрешено открыть движение по нему. Тем не менее имелись недоделки, а поэтому официально мост был принят комиссией только 18 марта 1917 года.


Конструкция этого моста для наших мест уникальна - это единственный однопролетный металлический разводной мост в нашем городе. Мост был сооружен по системе Шерцера. Его двукрылый разводной пролет с жестко закрепленными противовесами раскрывался откатыванием крыльев по горизонтальному пути (более подробно конструкция моста описана здесь, отсюда же я взял схему).


Мост был поврежден во время Блокады - авиабомба упала рядом с правобережным устоем, в результате чего одно из крыльев моста перекосилось. Впрочем, это не мешало ему работать вплоть до 1950 года, когда он был отремонтирован. А в 1987-89 годах мост реконструировали.


В советские времена стиль модерн традиционно не любили, а если учесть, что в строительстве моста вообще не принимал участия архитектор, не удивительно, что архитектурное решение моста "несли по кочкам": "Екатерингофский мост строился в период, характеризующийся нарушением стилевого единства и возникновением в архитектуре эклектических течений; это нашло отражение во внешнем его виде. Он является примером игнорирования его авторами принципа синтеза в архитектуре. Мостостроители создали новую конструктивную схему моста, но совершенно не уделили внимания его архитектуре. В результате возникло типичное инженерное сооружение, лишенное выразительных архитектурно-художественных качеств. Безразличие к его архитектуре сказалось и в примитивных металлических кронштейнах, частично поддерживающих тротуары, и в перилах, смонтированных из труб и полосового железа, карикатурно интерпретирующих особенности модерна. В архитектуре павильона управления сочетаются элементы ложной готики и модерна."
На мой взгляд, критика эта откровенно несправедлива. Перила действительно просты по конструкции и технологичны, но при этом достаточно симпатичны.

 
Средняя часть их напоминает волны

 
а края - двойную секиру (являясь ехидной пародией на питерские решетки в стиле классицизм, богато украшенные изображениями оружия).


Безусловно хорош павильон управления в стиле северного модерна, доказывающий, что и простые инженеры в те времена не лаптем щи хлебали. Решение было построено на контрасте грубообработанного камня стен и остекленного эркера. Вот как он когда-то выглядел:


К сожалению, когда мост перестали разводить, все окна павильона закрыли металлическими ставнями.

 

а изящные трубы для стока дождевой воды просто обрезали.

 

На павильоне установлены мемориальные доски с перечнем строителей и членов комиссии, принимавшей мост.

 

 

Фраза "Мост окончен в 1914 году в двадцатое лето благополучного царствования государя императора Николая II" и в те времена была лестью, поскольку царствование Николая II не отличалось особым благополучием (вспомним проигранную Русско-Японскую войну и революцию 1905 года). А ныне, когда мы знаем, что Первая Мировая война, приведшая к крушению царской России начнется буквально через пару недель, фраза эта воспринимается как горькая ирония.

 
На мосту сохранились старые опоры линии электропередач:

 

С моста открывается превосходный вид на корпуса Спиртоочистного завода, построенного во второй половине XIX-го века.

 

Назначение этого здания легко узнаваемо - это газгольдер ( вот здесь можно посмотреть фотографии зданий аналогичного назначения):

 
Центральная башня с машикулями придает зданию "средневековый вид".

 
 
Тем не менее, завод этот был отнюдь не чужд новых технологий.

 

В 1930-м году здесь разместился опытный завод по созданию синтетического каучука.

 



Дореволюционная архитектура, История, Петербург

Previous post Next post
Up