"Линия Рафаэля" в Эрмитаже

Jan 19, 2021 17:02

Позавчера посетил Эрмитаж, чтобы посмотреть очередные временные выставки. Главная из них  - выставка "Линия Рафаэля. 1520-2020", приуроченная к 500-летию со дня смерти художника. Сразу скажу, что выставка получилась из категории "обязательна к просмотру". Притом что особых шедевров на ней нет (либо они давно знакомы и сотни раз видены), смотреть ее было очень интересно. Дело в том, что устроители выставки задались целью продемонстрировать влияние Рафаэля на дальнейшее развитие живописи. А я хоть и предполагал, что влияние его велико (недаром, если попросить назвать имя любого художника, то скорее всего назовут Рафаэля), однако.даже не догадывался насколько! В целом же, эпиграфом к выставке явно можно ставить цитату из известного мультфильма "Раз, два, три, четыре, пять": "И кто говорит - плагиат, а я говорю - традиция""
Одни из самых интересных экспонатов - фрески с лоджии виллы Стати Маттеи. Создали их ученики Рафаэля под руководством Джулио Романо и с использованием набросков учителя. Судьба их довольно любопытна. Вилла эта по прошествии некоторого времени стала женским монастырем, и эротические фрески явно смущали монахинь. Этим воспользовался маркиз Кампана, купивший фрески и оплативший их перевод на холст (от которого они довольно сильно пострадали). Когда же маркиз разорился, фрески (как и многие другие шедевры), купил Эрмитаж.














Особенно забавна ситуация с этой фреской, которая изображает Венеру и Адониса:


Дело в том, что в исходном варианте Адонис трогал Венеру за грудь. Это хорошо видно на рисунках, которые приведены для сравнения:




Но в более позднее время нравы стали строже и открыто лапать венерины сиськи стало уже нельзя, поэтому в картину внесли изменения, однако следы пальцев дерзкой руки все равно просматриваются:



Композиции Рафаэля были очень популярны и их охотно копировали в прикладном искусстве (в основном с гравюр). Вот здесь, например, использовали его "Суд Париса":



Полидоро да Караваджо (?). "Амур и Психея", "Психея и ее сестры" - одни из самых эффектных работ на выставке:




Кстати, глядя на фотографию этой работы хочется высказать одно замечание: в наши дни модно устраивать выставки в полумраке, высвечивая работы направленным освещением. Смотрится это, конечно, эффектно, однако на мой взгляд практика эта порочная: во-первых, крайне редко удается равномерно осветить большие работы, так что в результате углы получаются затемнены, во-вторых, в полумраке неудобно читать аннотации к работам (на этой выставке аннотации были особенно важны, но при этом они безбожно бликовали и чтобы их прочесть, следовало искать нужный ракурс), и в-третьих, при таком освещении очень сложно фотографировать работы.

Работа Джудио Романо, явно вдохнавлявшаяся рафаэлевской Форнариной:



А это у нас "постмодернизм до постмодернизма": все фигуры в этой работе Андреа Саббатини являются цитатами из Рафаэля ("Мадонны ди Фолиньо", "Парнаса" и "Афинской школы")::



Еще один постмодернизм (две фигуры в центре на заднем плане явно приехали из "Афинской школы"):



"Вакх, Венера и Церера" Хендрика Гольциуса:


Интересно, что это за фигура на заднем плане - случаем не автор?



Еще один пример "творческого заимствования". Рафаэлевская мадонна сидит в кресле:


А тут она оказалась в пейзаже:



И еще один пример (композицию тут отзеркалили):





Корнелис де Вос:



И Петер Пауль Рубенс:



Этот портрет Ван Дейка - вещь хрестоматийная и является одной из жемчужин постоянной экспозиции.


Однако оказывается, что тут художник слегка косплеит Рафаэля изящным жестом руки:



А вот Антон Рафаэль Менгс косплеить Рафаэля постеснялся. Поэтому он косплеит друга Рафаэля:





"Александр Македонский в мастерской Апеллеса" Джузеппе Кадеса. Эту картину любящая бабушка Катя подарила своему любимому внучку Сашеньке (видимо, чтобы у него перед глазами был пример правильного поведения):



И снова "Суд Париса":







В 19-м веке вокруг Рафаэля сформировался целый культ, частью которого были вот такие сопливые картиночки про его любовь к Форнарине:







Их отличнейшим образом обстебал Пикассо в своей "Сюите 347" (сами работы Пикассо я видел и раньше, но вот в комплекте с объектом сатиры они смотрятся совершенно иначе).
Тут у нас просто Рафаэль и Форнарина:



Тут за ними наблюдает папа Лев X:



А тут у нас под кроватью спрятался Микеланджело, а в комнату входит Пьеро Кромелинк - один из граверов, участвовавших в создании "Сюиты 347":



Мадонна работы Энгра из Пушкинского музея:



Головы рабов Александра Иванова:



С середины XIX-го века самой популярной работой Рафаэля стала "Сикстинская мадонна". И интерпретировали ее разные художники и по разному.
Вазы с росписями Мориса Дени:





Сальвадо Дали:



Михаил Врубель:



Александр Самохвалов:



И даже, сюрприз-сюрприз, Евгений Вучетич:



Еще раз повторюсь, выставка очень хороша, так что всем рекомендую ее самым настоятельным образом.

Музеи, Выставки, Петербург, Жизнь в СПб, Искусство

Previous post Next post
Up