Павловск. Павловский вокзал.

Nov 12, 2017 18:39


В одном из уголков Павловского парка можно увидеть камень с прикрепленной к нему доской. Камень отмечает место, где когда-то стоял Павловский вокзал. Хотя само здание вокзала не сохранилось, оно сыграло заметную роль в истории русской культуры. Даже само слово "вокзал" в его современном значении большой станции, пришло в русский язык благодаря Павловскому вокзалу.



Создатель Царскосельской железной дороги Ф.-А. фон Герстнер в "Записке о выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск", поданной на рассмотрение Николая I 6 января 1835-го года писал: "В конце дороги устроится новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным пунктом для столичных жителей". Под вокзалом здесь подразумевался зал для увеселений (само название происходит от известного зала для увеселений Vauxhall под Лондоном).


16 марта 1836 года Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания "воксала гостиницей для пристанища и удовольствия публики", где приехавшие в Павловск по железной дороге жители Петербурга могли бы получить "приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы Павловского парка". Приз за первое место был назначен в размере 20 тыс. рублей ассигнациями. В конкурсе приняли участие одиннадцать русских и два немецких архитектора. Великий князь Михаил Павлович выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Однако его стоимость значительно превышала смету, в результате чего для реализации был выбран проект А. И. Штакеншнейдера.


Постройка вокзала началась 7 июля 1836 года и к концу сентября того же года здание было вчерне готово. Однако обильные осенние дожди намочили строевой лес, так что отделка здания затянулась до следующего года.


Вокзал состоял из круглой "прихожей", зала для обедов, балов и концертов, двух "меньших" зал, двух зимних садов; в двух флигелях находилось 40 гостиничных комнат для приезжающих. Опоясывающая здание круглая галерея предназначалась для "потребления публики в летнее время". Специальным проходом вокзал соединялся с железнодорожной платформой.


В январе 1844 года в здании произошел пожар. Вокзал вновь воссоздали по проекту Штакеншнейдера за три с половиной зимних месяца и открытие восстановленного вокзала состоялось 13 мая 1844 года.


Зимой 1860-1861 годов здание вокзала было перестроено по проекту архитектора А. В. Петцольта.








Центральную часть здания перепланировали: ресторан перенесли в боковой флигель, а большой зал расширили (теперь он вмещал до 3-х тысяч человек) и соорудили в нем постоянную эстраду.












Также была сооружена открытая эстрада:






Также в вокзале появились читальня и зал для игры в кегли.


На площадке перед Вокзалом соорудили открытую летнюю эстраду, гимнастическую сетку и фонтан:






Фонтан позднее переоборудовали в газовый светильник:






Фонтан этот (хотя и в изуродованном виде) сохранился до наших дней.
















Неподалеку от этого фонтана существовал еще один фонтан с лягушками.




От него ныне сохранился только бассейн.




Был в парке и мостик, который вел прямо к зданию вокзала:


От сооружений железной дороги остался нижний этаж водонапорной башни. Он виден слева на этом фото:


А тут, вероятно, виден верх водонапорной башни:


Теперь низ башни составляет центральную часть здания при стадионе.




Вероятно, к сооружениям железной дороги относилось и это здание:




В 1875-1876 годах неподалеку от вокзала был построен деревянный театр.


Так же как и вокзал, он был построен на средства Царскосельской железной дороги.




Автором проекта и руководителем строительства был архитектор Н. Л. Бенуа.











Его сын, художник А. Н. Бенуа вспоминал: "Отчетливо запомнились мне и работы папочки над постройкой театра в Павловске. Покаюсь, мне не нравилось это здание, сочиненное им в каком-то, как в те годы требовалось, псевдорусском стиле. Театр, несмотря на свои четыре яруса, казался снаружи не в меру расползшимся и приземистым, а фасады его состояли из одних галерей на столбиках. Эти галереи обслуживали снаружи ложи и коридоры. Столбики соединялись посредством аркатур, из прорезанных орнаментов и это придавало зданию какой-то беспокойный и уже очень не серьезный вид. Неудачно был выбран и цвет, в который театр окрасили - темно-коричневый, «скучный», плохо вязавшийся с зеленью парка. Впрочем в своем окончательном виде театр предстал только в самом конце нашего пребывания в тот день, когда я был доставлен на вокзал, чтобы на поезде вернуться в Петербург; во время же производства работ мне очень нравилось бывать на постройке, всюду сопровождая папу, лазая с ним по мосткам, взбираясь по сквозным ступенькам и доскам «под самое небо». Над сценой на «портале» папа поместил (по примеру Мариинского театра) большущие часы, но самый механизм их не поспел ко дню открытия театра и циферблат на первых порах был заменен вставленным в его рамку изображением колоссальной головы Аполлона. Эту голову я «помогал» делать папе, когда он (больше для собственной забавы) вздумал ее написать сам.











И как чудесно, по всем правилам школы Давида и Шебуева, он это исполнил! Лист аршинной бумаги был положен на полу в гостиной нашей дачи и разграфлен бледными квадратиками, на которые и наносился абрис, согласно с предварительным эскизом. Мне была затем поручена (из чистого баловства) раскраска желтым гумигутом лучей, шедших от головы бога, что я, с чрезвычайной аккуратностью и удачно исполнил. Какова же была моя гордость, когда я увидал на месте вставленного нашего Аполлона! Каким он мне показался прекрасным и грандиозным.
Папин театр вырос в нескольких шагах от "вокзала".
Еще одним увеселительным зданием, построенным на средства железной дороги, стал скетинг-ринг. Построен он был в 1910-м году по проекту В. А. Шретера. В 1911-м году в нем открылся первый в Павловске кинотеатр "Мулен Руж". К сожалению, это здание пришло в ветхость и было разобрано еще в 20-е годы.


Здания же вокзала и театра погибли в годы Великой Отечественной войны.
Павловский вокзал играл важную роль в музыкальной жизни дореволюционной России.












Впрочем, изначально никто этого не предвидел, так что в здании вокзала даже не было эстрады для оркестра и музыканты размещались на хорах ресторана. Впрочем, и функции оркестра в то время ограничивались исполнением "приятных" пьес во время обеда и "игранием" танцев по вечерам. Первыми именно музыкальными гастролерами вокзала стал знаменитый "Соколовский хор" - хор московских цыган под управлением Ильи Осиповича Соколова, выступавший в декабре 1838 - январе 1839 годов. С 6 по 17 января 1839 года в Павловском вокзале выступал венский оркестр под руководством дирижера Йозефа Германа (позднее этот оркестр выступал здесь вплоть до 1845-го года). Именно с Германа, который включал в свои концерты не только танцевальную, но и серьезную музыку, начинается традиция симфонических концертов в Павловском вокзале.

Й. Герман.
Однако самой заметной фигурой среди музыкантов, выступавших на сцене вокзала, был, безусловно, Иоганн Штраус ("Страус", как тогда писали в газетах). Впервые "король вальсов" был приглашен на летний сезон 1856 года, и бессменно дирижировал вплоть до конца сезона 1865 года. Именно при Штраусе в Павловском вокзале создается концертный зал, так что он сыгрпал важнейшую роль в эволюции Павловского вокзала из ресторана, где обедали под музыку, в концертный зал, где музыку слушали.

И. Штраус.
Штраус пользовался огромной популярностью (особенно среди женской половины публики). Его, правда, критиковали за манеру приплясывать во время дирижирования, так что фельетонист из "Санкт-Петербургских ведомостей" ехидничал, что готов признать Штрауса "отличным танцором... виноват - отличным капельмейстером". Другой, более серьезной претензией было то, что во время концертов Штраус позволял себе "непозволительные" передышки. Как писали в тех же самых "Ведомостях": "Штраус является в половине концерта, поручая капельмейстерский смычок свой какому-то тучному господину, который, правда, приплясывает не хуже своего патрона, но не пользуется благосклонностью дам, а следовательно, не может рассчитывать и на наше расположение". В итоге, подобное поведение Штрауса на концертах привело к грандиозному скандалу.


9 июля 1860 года в Павловском вокзале проходил бенефис Штрауса - грандиозный маскарад с танцами. Во время танцев Штраус вдруг исчез с эстрады, поручив управление оркестром одному из скрипачей. Заметив это, публика "потребовала бенефицианта", а так как Штраус почему-то замедлил явиться, возмущенная толпа разломала стулья, пюпитры, инструменты, прогнала музыкантов. Толпа бушевала вплоть до 2-часового ночного поезда. Искали самого Штрауса, но к счастью не нашли, так что ограничились битьем стекол в галерее. "Северная пчела" писала:" Среди различных поэтических вымыслов древности... участь Орфея, растерзанного вакханками, почиталась нами таким неприятным случаем, которому нельзя было ожидать повторения в настоящее время, и что же? Мы жестоко ошибались. Штраус ... с таким радушием пригласивший публику на свой маскарад ... чем то не угодил ей, и все его долговременные музыкальные заслуги были забыты. Чинный, благоустроенный сад Павловский, вмещающий в себе обыкновенно общество благовоспитанное, вежливое, вдруг преобразился как будто каким-то волшебством в дебрь, населенную ирокезцами, гуронами или иным диким племенем".
Впрочем, публика вскоре сменила гнев на милость. 20 августа 1860 года "Северная пчела" сообщила о пожертвовании 600 рублей в пользу погоревших на Большой Охте "модным капельмейстером Штраусом" и ближайший концерт прошел с "оглушительным успехом".





Детский праздник в Павловске. 1898



Однако своей вершины концерты в Павловском вокзале достигают уже в XX-м столетии, когда с 1910 по 1916 год оркестр возглавлял дирижер Александр Петрович Асланов.

А. Я. Головин, А. П. Асланов и М. Н. Бриан в Павловске.
При нем Павловский вокзал становится важнейшим музыкальным центром Петербурга-Петрограда. Оркестр под руководством Асланова активно исполнял музыку современных русских композиторов, зачастую вызывавшую у публики и критиков бурные дискуссии. Так, 3 августа 1912 года здесь был исполнен Первый концерт для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева, о котором критик И. Д, Бернштейн в "Петербургской газете" писал: "Молодым композиторам я надел бы смирительную рубашку, - сказал Рубинштейн. Вот как следует поступать с молодым Прокофьевым, признавая за ним наличность творческого дарования". Впрочем, Асланов к этому мнению не прислушивался, а 23 августа 1913 года в Павловске состоялась премьера Второго концерта Прокофьева.

Дирижер И. А. Малько (сидит в центре) с оркестром Павловского парка. 1915 г.




Оркестр Павловского вокзала с дирижером Г. Фительбергом. 1916 г.



М. П. Бобышов. "В Павловске".

А.П. Остроумова-Лебедева. Из серии "Пейзажи Павловска". "Эстрада".
В авангарде музыкальной жизни Павловский вокзал, впрочем, находился недолго. После революции центр музыкальной активности возвращается в Петроград. В нем проходят многочисленные симфонические концерты, так что теперь серьезную музыку можно было слушать и не покидая города. Тем не менее, Павловский вокзал активно функционировал вплоть до начала Великой Отечественной войны.

артисты у вокзала. нач. 1920-х

Дореволюционная архитектура, Павловск, Фотография, История, Петербург

Previous post Next post
Up