Эркин Абдукаримов, д.т.н. из Ташкента, и Очил Зохидов, д.ф.н. из Худжанда (сейчас в Душанбе) во вторник 15 декабря 2009 года на яхте Джима Маккарти на параде рождественских судов в Сиэтле.
Борис Ярославцев
22-28 июля 2011 года
Seattle-Des Moines, WA
1. Самарканд и Средняя Азия в творчестве В.В. Верещагина (
Верещагин Василий Васильевич)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Туркестанская_серия http://veresh.ru/turkestan.php А) «Торжествуют» (1872. Холст, масло. 257 x 195,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Торжествуют.jpg Б) «Торжествуют» (Набросок эскиза одноименной картины, около 1872 г.)
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Торжествуют_(набросок).jpg?uselang=ru http://veresh.ru/turkestan/42.php В) "Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. Этюд" (1874. Холст, масло. 27,3 х 36,7. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://veresh.ru/turkestan/2.php Г) «
Самарканд» (1869,
Серпуховский историко-художественный музей)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Василий_Верещагин_Самарканд.jpg http://veresh.ru/turkestan/41.php Д) «Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром» (1869-1870. Холст, масло. 28.7 x 40.8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Главная_улица_в_Самарканде_с_высоты_цитадели_ранним_утром.jpg Е) «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1869-1870. Холст, масло. 26.8 x 36.6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://veresh.ru/vereshagin/turkestan44.php Ж) «Двери Тимура (Тамерлана)» (1971-1872. Холст, масло. 213 х 168 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Двери_Тимура_(Тамерлана).jpg http://veresh.ru/turkestan/5.php З) «Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд» (1869-1870. Холст, масло. 36.8 x 27 см.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Мавзолей_Гур-Эмир._Самарканд.jpg http://veresh.ru/turkestan/25.php И) «
Апофеоз войны» (1871. Холст, масло, 127 х 197, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Апофеоз_войны Картина была написана в
1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с
Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие
пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины
Багдада и
Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда Тамерлан приказал каждому
солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.
В
1867 году Верещагин уехал в
Туркестан, где он состоял
прапорщиком при туркестанском
генерал-губернаторе. В Туркестане в то время шла война, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. В Туркестане и появилась известная
Туркестанская серия, где Верещагин изобразил природу и сцены быта
Средней Азии. Заключительной картиной серии стал «Апофеоз войны»
[2].
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/183 http://www.artrussia.ru/russian/artists/picture.php?rarity=1&pic_id=174&foa=f&list=1 2.
Николай Николаевич Каразин(1842-1908), «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.» (1888.
Государственный Русский музей)
http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/0KarazinNN_VstRusVoyskGRM.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:KarazinNN_VstRusVoyskGRM.jpg 3.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тадж-Махал Тадж-Маха́л (
хинди ताज महल,
англ. Taj Mahal) -
мавзолей-мечеть, находящийся в
Агре,
Индия, на берегу реки
Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора
Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене
Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля
моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали тысячи ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным дизайнером обычно считают Лахаури. Внутри мавзолея расположены две гробницы - шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй. Время строительства относится примерно к 1630-1652 годам. Стены выложены из полированного полупрозрачного
мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы
бирюза,
агат,
малахит,
сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым.
4. Архитектура Самарканда:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Регистан Здание медресе богато отделано
мозаикой и
майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Майолика http://ru.wikipedia.org/wiki/Гур_Эмир http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Gur_Emir_2006-2.png http://www.samarkand-foto.ru/categories.php?cat_id=19 http://www.samarkand-foto.ru/articles/2007-10-08.html Сохранившейся от древнего ансамбля входной портал сплошь покрывают сверкающие наборные мозаики тончайшей резьбы. Над стрельчатой аркой в мозаичном убранстве растительных и геометрических орнаментов вплетено имя создателя облицовок - Мухаммада-ибн-Махмуда Исфахани (Иран)(…) Впечатление монументальности, торжественности усиливает декор: восьмигранная призма основания отчеркнута по низу мраморной панелью, над ней крупный орнамент, выложенный глазурованными плитами на фоне обожжённого кирпича; огромные, почти трехметровые надписи опоясывают барабан; жгуты купола облицованы голубыми плитками.
http://www.ogurcova-uchebka.com/content/ploshchad-rieghistan-v-samarkandie-miedriesie-ulughbieka-shier-dor-tillia-kari-0 Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью (…)Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами.
http://www.kuhinur.com/infosam.htm http://www.tntexpo.uz/static/state