Еще одна интересная штуковина, о которой я узнала в Новом Орлеане.
Если вы смотрели любой фильм про рабовладельческий юг, будь то "Хижина дяди Тома," "Унесенные ветром" или "Двенадцать лет рабства", вы не могли не заметить, что чернокожие женщины повязывают голову платком. Вопрос - зачем? На то было несколько причин.
Thomas Waterman Wood. Sherry, sir?
Во-первых, этот традиционный женский головной убор чернокожие привезли с собой из Африки (где она называется, например, дуку или геле). И начали носить его на новой земле, тем более что если весь день трудишься под палящим солнцем, голову может запросто напечь. Раз в год хозяева вместе с тканью на платье давали рабыням и несколько кусков ткани на платок. И, кстати, если посмотреть на изображения свободных цветных женщин на Гаити или Барбадосе, они накручивали себе на голове некое подобие Вавилонской башни. И поверх этого нехилой конструкции надевали шляпку. Зачем мелочиться?
Здесь и далее - зарисовки Agostino Brunias (1730 - 1796) о жизни на Карибских островах.
Но была и другая причина. По крайней мере, в Луизиане. Дело в том, что в Новом Орлеане помимо белых господ и их рабов проживало немало свободных цветных - мулаты, квартероны и так далее. Кто сам заработал себе на свободу, кого отпустил на волю белый родитель (да, и такое случалось).
Белый мужчина и его любовница-негритянка
Уникальный коллаж из Нового Орлеана - негритянка и ее почти что белая дочь.
Красавицы-квартеронки были у всех не виду, потому как зачастую промышляли тем, что находили себе богатых патронов и состояли на их содержании. В Новом Орлеане проводились так называемые "балы квартеронок", на которых сами девушки или же их заботливые матушки присматривали клиентов. В частности, такие балы устраивались по четвергам в Луизианской бальной зале (на углу Esplanade и Victory St., если кому-то интересно посмотреть). Джентльмены валом валили на такие мероприятия, причем балы нередко заканчивались дуэлями прямо под окнами залы. Креолы - народ буйный. Разумеется, чтобы привлечь патронов, квартеронки одевались кто во что горазд, чем роскошнее наряд, тем лучше. А учитывая светлый тон их кожи, с белыми барышнями их можно было перепутать на раз-два. Это ж страшные вещи могут приключиться! Какой-нибудь простак начнет ухаживать за квартеронкой, как за честной белой мисс, а это ж какой конфуз.
Такое положение дел, конечно, раздражало женское население города, как, впрочем, и консервативную его часть. Посему в 1785 году, когда Луизианой владела Испания, получив эти земли от Франции, губернатор Эстебан Миро принял закон о роскоши, целью которого было отделить плевела от зерен. То есть, цветных девиц от белых. Цветным дамам, хоть негритянкам, хоть квартеронкам, предписывалось одеваться скромнее и носить на голове не шляпку, а традиционный тюрбан. В Луизиане он назывался tignon или tiyon (тиньон или тийон). Такой тюрбан был виден за милю и, соответственно, окружающие понимали, как вести себя с его носительницей.
Сохранилось немало портретов цветных женщин в тийоне, в том числе и портрет "королевы вуду" Мари Лаво.
Мари Лаво
Но квартеронки и тут нашли выход из положение? Тиньон так тиньон. И вместо непрезентабельного хлопка или дешевенького ситца они сооружали на голове сложные конструкции из шелков и атласа, украшали тиньоны бусами и перьями и, собственно, из знака позора превратили его в новый способ привлечь мужское внимение - и позлить зануд. Молодцы, что тут скажешь.
После войны Севера и Юга эти правила уже не соблюдались.
Цветные жительницы Нового Орлеана после гражданской войны.
http://b-womeninamericanhistory19.blogspot.com/2009/05/tignon-laws-in-louisiana.htmlhttp://en.wikipedia.org/wiki/Tignonhttp://www.knowla.org/