20 лет спустя

Dec 07, 2010 11:53

Сегодня 20 лет, как я в Америке.

Те, кто читал мою книгу или давно читает этот ЖЖ, помнят сюжет про «разбаловались тут в Америке». Для остальных напомню вкратце. Наш приезд в эту страну был, мягко говоря, стрессовым - от нас отказался ХИАС, нас никто не ждал, и никто ничего не мог объяснить. После нескольких часов ужасов и неизвестности (чужая страна, сидим на чемоданах, без документов), я позвонила своей тёте, живущей в НЙ с середины 70х. И она мне спокойненько так сообщила, что волноваться нечего, мы уже в Америке. Расслабьтесь мол.

Тогда это показалось кощунством, если не хамством. Разбаловались тут, в своей Америке, сказала я в сердцах, совсем связь с реальностью потеряли. Потом уже, после многих приключений и перепитий первых лет жизни здесь (книгу пересказывать не буду) я поняла, насколько тётя была права. Мы к тому моменту уже были американцами. Ну, почти.

Термин «разбаловались» или «зажрались» я слышала с тех пор часто. Он очень популярен у недавно приехавших. Зажравшихся американцев волнуют проблемы лесов Бразилии, кашалотов Индии и макак Африки. Избалованные дети перестают стремится к мечте, теряют цель в жизни и начинают просто "балдеть". Эмансипированные тётки делают из американских мужчин женоподобных рабов, которые боятся пригласить понравившуюся женщину в кафе - вдруг подаст в суд за домогательство?

Я, конечно, утрирую и скатываюсь в фарс, но общее направление мысли понятно: как только человек привыкает к "хорошему", он перестает ценить то, что имеет, теряет чувство реальности и начинает думать, что ему все должны. Грубо говоря, он начинает страдать хернёй.

Вот этих ребят, мечтательно говорят некоторые наши иммигранты, отправить бы на 101-й км (вариант: либералов отправить на Кубу или в Северную Корею). Дать им пожить той жизнью, а потом вернуть обратно (мы ж добрые). Шелковые станут, и про кашалотов забудут, и про макак, и про эмансипацию, и про органическую гранолу.

А что? В каждой шутке есть доля шутки. Думаете, не поможет? Ещё как поможет! Произойдет переоценка ценностей, и человек будет счастлив, потому что все познается в сравнении.

***

Возможно, общество, погрязшее в гедонизме, обречено. Зажравшихся римлян кусают за пятки варвары из провинций. Я, правда, особого зажирания не вижу, особенно в последнее время, но я тут уже 20 лет, я одна из них, из сытых, и по сравнению с пресловутым 101-м километром мы, конечно, в масле катаемся. Почитаешь российский ЖЖ - там мамы больных детей месяцами на стульях спят, каких-то стариков всё время выселяют - и понимаешь, что наши проблемы есть сущая фигня.

Но должна же где-то быть середина между любованием собственным пупком и битвой за Сталинград? Ну да, нам иногда смешны заботы о здоровьи китов в Тихом Океане или влиянии какой-нибудь ерунды на детскую психику, но лично я предпочту такое общество тому, где на китов наплевать, на собак наплевать, детей бросают, взрослых пинают, а жизнь человеческая ни в грош не ставится. "Слегка" зажравшимися быть хорошо - тут не перегнуть бы палку. Я знаю, знаю, мы её иногда перегибаем (ау, конец 90-х и середина 2000-х), но потом в ужасе отскакиваем и мотаем головой: что это было?

Я часто радуюсь тому, что прожила первые 19 лет своей жизни в бывшем СССР. Это очень хорошая точка отсчёта. Позволяет радоваться тому, что есть, не теряя перспективы. Мои дети уже воспринимают «зажравшуюся Америку» среднего класса как норму, а мои рассказы о детстве - как байки о походе в школу сквозь сугробы, в гору, 10 км в один конец. Что значит жизнь без компьютеров? Не смеши нас, мама. Я хочу новый айпод, а то этот уже устарел. И пошли в ресторан ужинать, а то мы уже три недели в ресторане не были.

***

Хммм... А может, "зажрался" - это нормально? Жить комфортно, заниматься своими проблемами, пусть мелкими, фокусироваться на деталях. В ситуации, где надо заботится о выживании, безусловно начинаешь думать "о главном" и благодарить Бога, что жив-здоров. Но это ведь ужасная жизнь. Кого-то такой опыт закалит, а кого-то сломает. В зажравшейся жизни полно своих проблем - разводов, болезней, непутёвых детей, мерзких соседей. Но много и невыразимой лёгкости бытия, уюта, разных хобби, да чего угодно. Люди спокойнее по жизни (и на дорогах), больше улыбаются. Можно, конечно, содрать с них тонкую плёночку цивилизации и заставить харкать кровью и пресмыкаться, морозится в очередях и биться за кусок мяса, но опыт показывает нам, что такие общества не являются ни добрее, ни честнее, ни ... да НИ-ЧЕГО. Они ужасны, эти общества. Копни, и мороз по коже.

Но главное даже не это. Американцам не приходит в голову говорить, как "надо" поступать с такими-то и такими-то и куда надо сослать тех, кто живёт или думает не так, как нам нравится. Я подобные сентенции только от наших иммигранов слышала. Вышли из Страны Советов и продолжают советовать - учить. "Молодые люди должны", "женщина должна"... Все им что-то должны.

В Америке огромные ресурсы и неограниченные возможности. Кто-то воспользуется ими, а кто-то нет. Никто не может отнять у тебя право профукать собственную жизнь. Или прожить её так, чтобы было мучительно стыдно. Или прожить так, как нравится тебе, даже если это не нравится другим. Пытаться навязать индивидууму мнение общества о том, что "надо", особенно насильственным путём, есть прямая дорога сами-знаете-куда. Если кто-то нарушает закон, его сажают в тюрьму. А остальное - личный выбор. Ну зажрались. А вам-то что?

Кстати, найти точку отсчёта, даже родившись здесь с серебряной ложкой во рту, вполне возможно. Добровольно, естественно. Человек может выбрать для себя перезагрузку (не путать с перегрузкой). Для этого есть масса способов - например, всякие аскетические медитационные центры. Можно уехать в монастырь на месяц. Можно уехать в Бангладеш или в Африку. И уходят, и едут - многим тесно в рамках буржуинства. Но это личное дело каждого, а не общества в целом.

Большинство продолжает зажираться в комфорте. Эмансипироваться. Волноваться о травме, нанесённой детскому организму, если ребёнок случайно увидел женскую грудь на экране. Спасать редких какаду. Судить магазин за то, что поскользнулся на апельсиновой корке на парковке и сломал ногу. Паниковать, если сломалась сушилка для одежды или посудомоечная машина. Покупать кофе, собранный только хорошо оплачиваемыми латиноамериканцами - и не покупать, если неизвестно, насколько гуманно относятся к рабочим. Скандалить, если на выборах неправильно посчитали 20 голосов.

Издержки цивилизованного и в целом гуманного общества порой малосимпатичны. Но воспринимаются именно как издержки, а не повод всех построить и объяснить, как надо. Чудо Америки в том, что она никого не строит, по крайней мере в нашем понимании слова «строит». В этом её сила, была, есть и будет.

Может я, конечно, не права. Я уже разбаловалась тут за 20 лет.
Previous post Next post
Up