Какую школу выбирать?

Aug 14, 2008 17:51

Недалеко от нашего дома находится одна из известнейших частных школ в стране. Крошечные классы, латынь с греческим, новёхонький спортивный стадион (настоящий стадион - на нём можно профессионально играть в футбол, бейсбол, лакросс и т.д.), бассейн, теннисные корты и сплошные «мерседесы» и «вольво» на парковке. Ученики каждый год занимают призовые места на разных спортивных соревнованиях среди школьников. По теннису они, кажется, первые или вторые в стране, да и по паре других видов спорта тоже.

Я часто хожу туда на стадион - побегать. И несколько раз сталкивалась с наглейшими шестнадцати-семнадцатилетками в открытых серебристых или чёрных мерсах, которые оглядывали меня, оценивающе, с ног до голосы, не вынимая серебряную ложку изо рта. Я также знаю пару родителей, у которых в эту школу ходят дети. Опущу подробности, но посылать собственных чад по стопам тех детей у меня не возникло ни малейшего желания.

С другой стороны, мне и не надо, даже если б деньги были. У нас и государственные школы великолепные, где-то в первой сотне по Америке. Там и для одарённых детей есть программы и для тех, у кого проблемы, при чём всех как-то умудряются учить на их уровне, чтобы никому не было скучно. За уроки тенниса или тромбона я могу отдельно заплатить - будет куда дешевле, чем отдавать детей в частную школу. Ведь платящий за частную школу платит дважды - сначала в виде налогов за городскую школу, а потом из того, что осталось - за частную. Мои сыновья процветают и прекрасно развиваются в местной школе.

Но жить в районе с хорошими школами недёшево. Многие мои знакомые подсчитывают, что дешевле: дом в дорогом районе или двое детей в частной школе. Если ребёнок один, то школа чаще дешевле, если трое - то дешевле дом, поскольку жить в откровенно плохом, небезопасном городе никто не хочет, а разница между «просто приличными» и отличными районами не такая уж чудовищная.

Тем временем, религиозные родители как-то находят деньги или добиваются стипендий для своих чад, поскольку городские школы приемлемыми не считают. Это ведь всё вопрос приоритетов - по крайней мере для семей, где оба родителя профессионалы и нормально устроены. Кто-то живёт в маленькой квартирке, но посылает ребёнка в лучшую школу, а кто-то покупает огромный дом, обставляет его европейской мебелью и роет во дворе бассейн, а школа какая есть сойдёт.

Допустим, вы оба работаете, деньги есть (не лишние, конечно, но ради детей...) и переезжать к чёрту на рога не хочется. Вы не религиозны и посылать детей в католическую или еврейскую ортодоксальную школу не хотите. За углом стоит прекрасная частная школа, которая стоит 15-25 тысяч в год. Районная школа - средненькая. Безопасная, вроде неплохая, но классы там в два раза больше, контингент не тот, выбор предметов куда меньше, особенно в старших классах, а стадиона и теннисных кортов нет и не предвидится. В принципе, если поездить ещё несколько лет на старой машине, не менять шкафчики на кухне и не кататься в Европу каждый год, вы можете частную школу потянуть. Стоит ли Париж обедни?

Все, кажется, уже знают, что разница в успеваемости между частными и государственными школами стирается, как только мы начинаем учитывать семейный доход и социоэкономический статус. Городская школа не имеет права отбирать детей и обязана учить всех, а частная выбирает тех, кто ей нравится. Чаще всего ей нравятся те, кто могут платить, но это уже сама по себе серьёзная система отбора. Дети из обеспеченных, устроенных семей неплохо учатся в любой школе. Но дело ведь не только и не столько в результатах тестов, правда?

Я отучилась восемь лет в обычной районной московской школе, а потом ещё два года - в сильной математической. Конечно, математике и физике меня там научили лучше, но главная ценность той школы была не в программе образования, а в качестве учителей и, что не менее важно, учеников. И так везде. Возможность учить японский язык или заниматься лепкой - не повод отдавать детей в частную школу, как, впрочем, и наличие теннисного корта или новых компьютеров. Всё это можно обеспечить куда дешевле - кружков вокруг пруд пруди. Размер классов тоже ерунда. В нашей физмат школе в классе было человек тридцать, да и в знаменитых на весь мир своими результатами финских и сингапурских школах размеры классов не меньше, а то и больше. Конечно, если у вас какой-то очень уж нервный, требующий внимания ребёнок, маленький класс может пойти ему или ей на пользу, но большинство прекрасно функционирует в средних американских классах где по 22-25 человек.

Главное в выборе школы - знакомство с учителями и учениками. Вокруг полно элитистских, заваленных деньгами и снобизмом по самые уши школ вроде той, что возле нашего дома. Большинство мам не работает, у старшеклассников новые машины по 40-50 тысяч, и роскошные спортивные результаты не компенсируют средненького уровня успеваемости. Наша местная high school посылает куда больше детей в лучшие университеты страны, чем находящаяся в пяти минутах езды от неё частная.

Высокая плата практически гарантирует, что школа не будет ужасной - некий уровень там подразумевается. Но вот будут ли в этой школе дети стремиться к знаниям, будет ли интеллектуальное развитие “cool” в той среде - большой вопрос. Ученики отражают общину, в которой находится школа. Например, в самых богатых районах часто живут преуспевающие бизнесмены, владельцы недвижимости, обладатели «старых денег». Да, у них толстые кошельки, но набили они их не в аспирантуре. И детей своих воспитывают соответствующе: нечего работать на дядю, деньги не там. В медицинской школе много пахать надо - лучше купить и продать несколько домов или открыть казино. Я отнюдь не утверждаю, что это плохо. Если это ваши ценности, то такой район - для вас. И наша соседская частная школа для вас - там все такие.

Если же в семье ценится образование (ради самого себя, а не только во имя зарабатывания денег), то лучше выбирать районы не только по уровню доходов. Где селятся инженеры, врачи, профессора местного университета? Большинство из них посылает детей в местную школу. В такой школе популярны умные ребята, а «нердов» не дразнят. То же можно сказать про школы для одарённых детей - так называемые «магниты». Проблема в том, что туда нелегко попасть, да и есть они не во всех штатах.

Тут надо сказать пару слов про diversity. Я не про этнос. У многих - большинства - частных школ есть некий профиль. Одни знамениты богатыми папами, другие - программой художественного развития и музыкой, третьи - математикой, и так далее. Ученики там могут быть из разных районов города и даже из разных городов, но в целом популяция школы несколько монохроматична. Перед тем, как отдать 20 тысяч в год за образование любимого чада, родители обходят несколько частных школ и выбирают ту, цели, принципы и методы которой больше всего им подходят. Да и комиссия по отбору студентов состоит в частных школах из двух-трёх человек, которые сидят там годами и хорошо знают, какие дети им нужны. Ученики так или иначе соответствуют облику и характеру школы.

В государственной/районной школе дети разношерстные. Кого-то мать одна воспитывает, кто-то на тромбоне играет, кого-то из Китая привезли во младенчестве, а другой обожает химию и ставит опыты в свободное время. И без пары балбесов не обойдётся, а то и хулиганов. Но это жизнь - микрокосм её. Более того, в районных школах учатся дети с различными физическими и умственными проблемами. Не серьёзными - для тех существуют отдельные школы - но зачастую заметными. Какие-то классы смешаны, какие-то для таких детей раздельны, но по крайней мере они ходят по тем же коридорам, и ребята с детства привыкают к тому, что люди бывают разные и возможности у всех тоже разные. Я, возможно, необъективна, но мне всегда казалось, что, постольку поскольку сама школа хорошая и район безопасный, такая вот разношерстность коллектива лучше подготавливает детей к реальной жизни (и к колледжу), чем парник частной школы.

А какие в школе учителя? Что им важнее - результаты тестов и политкорректность или творческий подход к образованию? Любят ли они то, что делают?

Многие почему-то считают, что в частных школах учителя получают больше. Совсем наоборот - они получают значительно меньше. Зато они не должны следовать образовательному плану штата или графства, натаскивать детей на тесты и включать обязательные куски программы, которые они (и дирекция школы) считают ненужными. Опять же, маленькие классы, отборный контингент, гибкость программы, возможность создавать какие-то интересные курсы... Для вас, родителей, это и плюс, и минус. С одной стороны, истинные мастера своего дела, ненавидящие конформизм и уравняловку, готовы идти работать в частные школы, невзирая на зарплату. С другой стороны, в частной школе просто куда легче учить. Многие учителя не амбициозны, не хотят возиться с трудными учениками или справляться с большими классами, а зарплаты пониже их устраивают. К тому же учителя городских школ должны пройти процесс сертификации штата или по крайней мере работать над получением этого сертификата. А в частных школах это не требуется.

Короче, дороговизна образования - отнюдь не гарантия качества учителей. Тут как с учениками - откровенно плохих нет (их просто увольняют - частные школы не скованы по рукам и ногам профсоюзами), но дальше уже всё зависит от конкретной школы. Лучшие учителя чаще всего стремятся попасть в государственные школы вроде нашей - в хорошие районы. Там и дети нормальные, и платят хорошо.

У многих из нас нету выбора. У кого-то нет денет. Кто-то живёт в плохом районе и по какой-то причине не может переехать, а в частной школе ребёнку дали стипендию. Для кого-то религиозное или однополое образование важнее всего остального. А ещё у кого-то ребёнок - полугений или, наоборот, аутист, и ему нужно специальное обучение. Да и не все живут в Нью Йорке или Чикаго - выбор часто определяется географией, поскольку два часа в один конец в школу не поездишь. Часто те, у кого есть выбор, отказываются делать его по идеологическим или классовым соображениям.
Но какой-то выбор всё же есть у большинства. Сейчас, например, существует много чартерных школ, которые бесплатны, но зачастую дают лучшее образование, чем те, что рядом с домом. О финансовых приоритетах я уже написала - есть большая разница между тем, что вы физически не можете себе позволить, и тем, что можете, но не хотите. У меня не один, не два, а минимум пол дюжины знакомых, живущих в прекрасных домах, катающихся по свету, покупающих новые машины, но при этом уверяющих, что в лучший район они переехать никак не могут.

В жизни ребёнка мало что так важно, как выбор школы. Это, на мой взгляд, куда важнее, чем выбор колледжа. Два года в физматшколе в огромной степени сформировали мою жизнь. А восемь лет в обычной школе убили кучу клеток головного мозга и создали массу проблем, хотя я была отличницей. Мы проводим в школе большую часть дня в те годы, когда организм вообще и мозг в частности развивается и растёт с огромной скоростью. Хорошая школа может сделать человека. Плохая может испоганить ему жизнь. Выпускник сильной школы жаден до знаний, умеет думать, умеет находить важную информацию. Выпускнику слабой школы, в лучшем случае, надо годами нагонять упущенное - если нагонит. Да и дружеские связи там формируются на всю жизнь. Если у вас есть дети, выбор хорошей, подходящей вам и им школы - лучший подарок, который вы можете для них сделать. Для этого надо не сравнивать результаты экзаменов (хотя это полезно), а ездить по разным районам, смотреть, кто там живёт, посещать уроки, говорить с учителями и родителями, интервьюировать директоров. Частная это школа или государственная не суть важно. Важно кого там учат. И как.

Previous post Next post
Up