Эта статья адресована не только фотографам, но и иллюстраторам. Однажды мне довелось выступать перед начинающими иллюстраторами в Британской высшей школе дизайна в Москве, имея за плечами только фотографический опыт. Я сел изучать, что происходит в мире иллюстрации, и мне бросилось в глаза различие в отношении к построению «пространства кадра» или, точнее, пространства изображения. Иллюстраторы, как мне видится, при явной очень сильной тенденции к уходу от натурализма и к абстрагированию от фотографичности в изобразительных приемах тяготеют к традиционно фотографичному, реалистическому построению изображения. Арт-фотографы, привязанные к реальности своими изобразительными средствами, наоборот, показывают чудеса изворотливости и часто строят весьма необычные пространства. Казалось бы, иллюстраторам ничего не стоит строить любые пространства, какие только захочется, но видеть это приходится не так уж и часто.
Что такое построение «пространства кадра или изображения»? Каждый под этим понимает что-то свое. Чаще всего обсуждается распределение светлых и темных масс или цветовых пятен, компоновка, выбор ракурса, световые решения и схемы, методы передачи перспективы. Например, некоторые фотографии смотрятся более выигрышно, если объем подчеркнут. Другие, наоборот, приобретают смысл после того, как ощущение объемности изображения максимально нивелировано.
Ниже я привожу несколько примеров фотографий и иллюстраций, в которых присутствует интересная работа с пространством изображения и небольшие комментарии к ним. Начну с фотографий.
ФОТОГРАФИИ
Alex Webb. При разглядывании этой фотографии невольно возникает вопрос, где же находятся эти люди, силуэты которых мы здесь видим. Все было бы очевидно - они внизу, ниже едва освещенных крыш. Но такое же освещение у лестницы, ведущей к ним, а она находится в другой плоскости. Возникает ощущение непонятно организованного пространства. Геометрия и ритм только усиливают это впечатление. Для Алекса Уэбба весьма характерно построение таких пространств, хотя не всегда это выражено в таком явном виде.
Alex Webb. Еще одна фотография в этом ключе. Нивелированный объем изображения усиливает ощущение искажения пространства.
Alex Webb. Обратите внимание, как причудливо смешались пространства до стены и за ней, как смешались реальные люди и нарисованные, как задний план в одном из проемов в стене начинает выглядеть как картинка на стене.
Harry Gruyaert. В этой странной гостинице окно очень напоминает картину, а свет идет не от окна (как можно было бы ожидать), а откуда-то слева, что окончательно запутывает ситуацию.
Rene Burri. В этом плоском изображении два светлых пятна. В левой части обычная световая перспектива (то, что светлее, то дальше от зрителя). В правой части - обратная перспектива (то, что светлее, ближе к зрителю). Это как раз и есть источник весьма странного восприятия пространства.
Rene Burri. Mexican architect Ricardo LEGORETTA. Зеркало иногда очень затрудняет восприятие пространства.
David Alan Harvey. Глубокая тень, которая присутствует в этой фотографии, делит изображение на две области «здесь» и «там». Женщина справа оказывается частично в каждой из этих областей, выступая и как часть тени, образующей фрейм, и как живой участник сцены, обрамленной этим фреймом.
Leonard Freed. Причудливые изгибы улиц в сочетании с тем, как ложатся тени и падает свет, могут дезориентировать. Не сразу понимаешь, что ближе, что дальше и что где.
Gustavo Minas. И снова эффект зеркала. Но на этот раз в сочетании с изображениями на стене и проемом, в котором мы видим девочку. Здесь сочетается реальное, отраженное и нарисованное, но не сразу понятно что где.
Анзор Бухарский. И еще один кадр с зеркалом.
Henri-Cartier-Bresson. Девочка будто не по Римскому дворику бежит, а летит на ковре-самолете, освещая собой часть пространства. Здесь опять игра света.
Christopher Anderson. Не знаю как это снято. Возможно такой эффект дала съемка через стекло. Мне однажды удалось снять что-то подобное по эффекту (см. ниже)
Мой автопортрет, снятый на iphone. Не подумайте, что я ставлю себя в один ряд с фотографами Магнума ☺ Эффект здесь аналогичен тому, который на фотографии выше. Здесь есть отражения в стекле и в стекле за ним.
Еще одна моя фотография, снятая на iphone. Здесь видно и отражение в лобовом стекле автомобиля и все, что внутри него напросвет.
Hannes Caspar. Свет, отражаясь от воды, дает засветку и создает ощущение, что эта белая область (поверхность воды в ванне) находится за телом женщины.
Ernst Haas. Благодаря тому, как выкрашена стена, есть ощущение, что мы смотрим сверху на что-то округлое. Потом становится ясно, что мужчина в люльке и есть причина нашей иллюзии в отношении организации пространства.
Tina Kazakhishvili Canaud. Мультиэкспозиция - отличный способ построить нетривиальное пространство в кадре. Могущественный Photoshop, конечно, может всё, но мультиэкспозиции прекрасны своей непредсказуемостью. До конца неизвестно, что получится, и в том вся прелесть. «Случайность» возникновения неожиданного, не привнесенного автором смысла иногда весьма впечатляет.
Нина Ай-Артян. Еще одна впечатляющая мультиэкспозиция.
Нина Ай-Артян. И еще одна. Извините, невозможно было удержаться.
Часто, фотографии, которые на фотографическом жаргоне называют «геометриями» воссоздают довольно-таки запутанные пространства. Вот несколько таких примеров:
Arthur Tress
Peter Frank
Franco Fontana. Много других примеров, весьма впечатляющих можно найти
здесь.
Еще один приемчик, достойный упоминания, который может помочь создать необычное пространство, - это съемка на длинных выдержках. Откровенно говоря, я был прилично пьян во время съемки.
В этой части я не упомянул еще манипуляции с фотографиями. Многие рассматривают это как «нечестный» прием, но ничего плохо в нем нет. Манипуляции, которые сегодня осуществляются в Photoshop, существовали всегда с момента появления фотографии. Достаточно упомянуть Мана Рэя. Сегодня манипуляции с фотографиями стали общим местом и широко используются. Одна из сфер применения - постеры к фильмам. В таких коллажах часто можно наблюдать формирование необычных пространств:
Постер к фильму режиссера Вонга Карвая "Мои черничные ночи"
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Как я уже написал, при изучении работ иллюстраторов мне бросилось в глаза то, что огромное число иллюстраторов уходят от реализма, но при этом строят пространство изображения в основном реалистично и фотографично, используя правдоподобную перспективу. Хотел привести здесь несколько интересных работ в развитие темы:
Naja Conrad-Hansen. Если разобраться, то пространство отстроено в основном правильно, но выбран необычный ракурс. Такой вид открывается, если присесть на корточки или даже вовсе лечь и наблюдать из этого положения. Впрочем, нельзя назвать этот ракурс привычным.
Chad Sell. Первое впечатление, что мы видим окно, но тогда непонятно, как относительно него располагается все остальное. Через небольшое время мы понимаем, что это вид сверху, а «окно» - это на самом деле световое пятно от него на полу.
Russ Mills. Сначала непонятно что и откуда, но потом становится ясно, что это просто вид сверху.
Vladimir Dunjic. Реалистичное построение пространства, но с необычного ракурса. Такое можно увидеть в бассейне, но мы не ожидаем от фотографа или иллюстратора, что он станет в этот момент, находясь в воде, делать зарисовку или фотографировать. Наши ожидания мешают нам воспринимать это изображение как реалистичное.
Vladimir Dunjic. Возможно у многих возникает впечатление, что двое лежат под одеялом. Но почему головы повернуты в разные стороны? Детали на синем дают ответ на этот вопрос.
Vladimir Dunjic. Причудливо сплелись тела любовников. Можно подумать, что нижняя часть женщины и голова мужчины принадлежат одному телу. Нас, конечно, не так просто обмануть, но организация пространства нам в этом не помогает.
Lorenzo Mattotti. Работая в этой и похожих техниках довольно легко запутать зрителя. Ниже еще один пример.
Лев Лапин. Много примеров работ этого уникального автора я уже приводил
здесь.
Lorenzo Mattotti в этой работе, кажется, и вовсе абстрагировался от понятия перспектива.
Lorenzo Mattotti. А здесь я улавливаю сходство с фотографическими работами Franco Fontana (см. выше)
Lorenzo Mattotti. Интересная идея с образованием теней от единственного источника света + «наплыв» этого источника на остальную часть изображения.
Koldo Barroso. Автор заставляет нас запутаться с определением где земля, где море, а где небо.
Несколько иллюстраций к роману Замятина «Мы», выполненных О.К. Вуколовым. Я думаю, они не требуют комментариев:
О.К. Вуколов
О.К. Вуколов
Своего хорошего знакомого, художника, иллюстратора и фотографа Алексея Курбатова я считаю гением построения нетривиальных пространств. Вот несколько примеров его работ:
Алексей Курбатов
Алексей Курбатов
Алексей Курбатов
Алексей Курбатов
***
Можно найти много примеров работ с необычным построением пространства. Здесь я не претендую на полноту. Тема неисчерпаема. Буду благодарен вам за интересные ссылки.