denis_maria 2017-08-25 19:03:11>
Вероятно, мы с Вами по-разному воспринимаем термин «сословное общество»?
Определение: социальные группы, чьи члены от рождения обладают разными правовыми возможностями, называются сословиями; общество, составляемое такими социальными группами, называется сословным.
Сословное общество наличествовало в раннем и позднем Риме, раннем и позднем Средневековье, в Соединённых Штатах Америки с момента провозглашения независимости и наличествует там по сей день - и во все исторические моменты это были разные модели все того же сословного общества.
Разумеется, общество современных США невозможно сопоставлять с кастовым обществом средневековой Индии - и тем не менее эти общества называются сословными: хотя сословная модель у них совершенна разная, но принцип общий.
Модель, существующая сейчас в США (и стремительно укореняющаяся у нас), впервые ярко проявила себя в поздней Римской республике (III-I вв до н.э.), когда были установлены лишь два сословия: нобилитет и плебс. Они были установлены по имущественному (а не родовому) принципу. Высшая власть во всех ветвях осуществлялась исключительно представителями нобилитета; чтобы претендовать на государственную должность определенного уровня, плебею предстояло сначала стать нобилем, то есть вульгарно разбогатеть. Родившиеся бедными или богатыми имели разные правовые возможности (см. определение).
Прошу прощения за длинное вступление - так вот, к нашим баранам.
Базовым - а зачастую и единственным - социальным лифтом, дающим бедному от рождения правовую возможность стать при жизни власть имущим, является доступное качественное образование.
Подчёркиваю: доступное и качественное.
Доступность и качество образования в СССР де-факто гарантировали каждому советскому человеку от рождения равные правовые возможности - только учись (насколько эти возможности были хороши и привлекательны, отдельный вопрос).
Так вот, реформы образования де-факто эту гарантию исключили. Нет, де-юре всё гладко: по прежнему г-н М. объявляет, что юные топ-менеджеры просто хорошо учились (а не просто родились в богатых семьях), и тычет пальчиком в конституцию. Но фактически доступное (то есть гарантированное государством бесплатное - как сейчас любят обзывать: «базовое») образование последовательными реформами выхолощено донельзя. За качество образования нужно отдельно доплачивать: на платных ли курсах, за факультативы, за допзанятия с репетиторами, за пособия, за экскурсии, в конце концов просто за возможность учиться в более сильной школе (см. принцип «Гостиница «Экономическая»» из «Незнайки на Луне» Н.Носова). Так ведь плебсу негде взять деньги на качество образования (да и не очевидна разница в качестве обывателю). А без оного плебейским детям в нобили путь закрыт, по факту рождения.
Вот что я имею в виду, говоря о современном сословном обществе…
Прошу прощения за длинное объяснение ещё раз. Коротко говоря: платное образование формирует сословное разделение общества. Это не имха, таковы мои убеждения; это плохо; и это я имею несчастье наблюдать здесь и сейчас своими глазами.
(По моему разумению, платная медицина приводит общество к аналогичному результату, но это всё же не моя сфера компетенции.)