Прогулки по Курским улицам. 5.6.2018

Jun 06, 2018 15:14


Вчера прошлись с daria_iz_orla традиционной экскурсией. По 2 и 3-й Курской улице Орла. Узнала кое-что интересное: революционер-полярник Русанов, таскавший камни с Пятницких пещер,
Read more... )

#экскурсиипоорлу, #орёл, #фото, #орел, Орёл, экскурсии, #история

Leave a comment

Comments 40

kraeved18 June 13 2018, 16:02:22 UTC
у вас история города ещё интереснее, чем у нас!

Reply

avit_al June 13 2018, 18:03:33 UTC
не думаю )): истории про купцов всегда с изюминкой. один в склепе спал при жизни (не всегда, когда сильно выпивши не мог до дома доползти), другой депутатствовал и воспротивился памятнику Тургеневу, т.к. его отродясь не читал. Третий налепил голых баб внутрь особняка, а при сво.власти там устроили училище и поколения подростков наслаждались срамотой, в то время как бывший владелец прятался и бедствовал, чуть ли не от голода умер ( ... )

Reply

kraeved18 June 13 2018, 18:35:05 UTC
думаю, у Вас бы хорошо получилось экскурсии водить по городу.

Reply

avit_al June 14 2018, 05:52:05 UTC
Не, это Дарьина прерогатива. Я от нее в основном узнаю, что где раньше было ))): Она сейчас модный экскурсовод. Серьезно ( ... )

Reply


capricios June 17 2018, 12:17:09 UTC
интересный расклад.
укр. националисты, кстати, Орёл считают своим. так что, история не заканчивается.
далі буде

Reply

avit_al June 18 2018, 12:54:44 UTC
ну и глупо, кстати, считать Орёл своим. Белгород - понимаю, даже нападки на край Брянщины теоретически обосновать можно )): Там есть хотя бы кроха резону. А вот претендовать на Орёл - смешно. Честно.
Дерутся за лакомые, стратегические места (и бывшие стратегические тоже), а не за это... Депрессивный регион, оч.маленький (если не самый маленький по площади в РФ), по населению - извините, один московский квартал и то больше. Ресурсы есть, но глубоко и в бл.перспективе нет экон.резону их разрабатывать. Руды, например, оставлены НЗ на всякий случай, хвост от КМА тянется и никому он не интересен. Экономики (грубо) - нет. Народ далек от всяких "измов" и украинскую идею не воспринимает в корне. Она чужая, иностранная. Ментально, конечно, близки, но у нас свои глупости...
и мы их успешно реализуем

Reply

kraeved18 June 28 2018, 16:42:46 UTC
мне трудно понять логику укр. националистов, но там какая -то историческая база подводится.
может, даже слишком общО, типа, ссылок на Донцова, но есть. пока под руку не попались.

Reply

avit_al June 28 2018, 17:05:39 UTC
О, Донцов прям величайший авторитет )); 1 его цитатой можно не то что претензию на Орёл обосновать и все суды выиграть- а вообще любое дело завалить насмерть ( ... )

Reply


capricios June 29 2018, 12:07:54 UTC
я, с разрешения автора? - оставлю ещё одну любопытную ссылочку, современную - https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=i0hGpygD5fQ

Дискуссионый клуб "Быть русским это..." 2 часть. 24 июня 2018 года.

Reply


drug_kota July 1 2018, 06:41:03 UTC
Не задумывались, почему улицы Курские, а дорога на Курск совсем в другом районе города?
Название-то (топонимы) давали предки не просто от фонаря, а конкретно (куда ведёт путь так ему и название).
А из района возле женского монастыря и улица и Курская, и Новосильская, и Старомосковская...
Может крепость-то Орловская в том районе-то и заложена была, а не на стрелке где монумент (ибо стрелка всегда заливалась в паводки).
Район женского монастыря испещрён глубокими оврагами (там и речка Пересыханка где-то).
Обычно монастыри строились на местах бывших городищь да "кремлей" (просто потом это забывалось...).
Может быть и крепость Орел там тоже создана была, а не в заливной пойме на "исторической стрелке"?
Может быть Дарья (из Орла) в теме?

Reply

avit_al July 1 2018, 09:25:18 UTC
Версия любопытная, но с Курских улиц действительно раньше было можно попасть в Курск ))): и с курского направления по узким раздолбанным дорогам везли хлеб к пристани на Оке. Траектория, ставшая затем Курскими улицами, специально рассчитывалась, чтобы попасть с тракта на пристань с меньшими усилиями (транспорт гужевой, овёс дорог). И желательно очутиться на пристани в числе 1-х. А то конкуренты цену собьют ( ... )

Reply

drug_kota July 1 2018, 13:23:25 UTC
Ещё был Старо-Киевский большак. Читал что продолжался он у моста через Оку около деревни Гать... ( и далее на Юг) а вот где брал начало в городе не знаю. Может быть знаете что-либо? А узнал про сей путь из материала http://desant-orel.narod.ru/index/0-9
Может быть это Черкасская улица? /Если не ошибаюсь, то "черкасами" обзывали запорожцев, что с крымчаками на московию для грабежа приходили.../

Reply

avit_al July 3 2018, 08:01:14 UTC
Спасибо! Про Старо-Киевский большак я, увы, не слышала раньше. Надо будет порасспрашивать знатоков ( ... )

Reply


drug_kota July 5 2018, 02:38:30 UTC
Насчет старинных дорог и путей про которые теперь и сведения утеряны.
Где-то читал что они все были чётко привязаны к рекам, ибо без "воды и не туды и не сюды" (попить и лошадям и людям, еду приготовить, помыться, постираться...). Конечно не по одному берегу дорога шла, а вилась по удобьям (с берега на берег через перекаты, броды, да гати...). /Топоним "БОРОДИНО" от бродов через реки встречается на картах довольно часто..., а много уже и исчезло..., осталось только на слуху Бородино, где знаменитое сражение произошло/
Ещё признак -- это церкви. Придорожная деревня получала от соседства с дорогой прибыток и разрасталась до способности храм выстроить..., т.е. получала статус села.

Reply

avit_al July 5 2018, 08:04:20 UTC
Да. Привязка к рекам была, но многие мелкие орловские речки и речушки высохли в конце 19-20вв. Как раз из-за массового извода леса разоряющимися помещиками изменился водный баланс, стало меньше грунтовых вод, исчезали родники, питавшие те самые мелкие воды..... вспоившие классиков ( ... )

Reply

avit_al July 10 2018, 13:09:01 UTC
Машинопись неизданной книги Емельянова "Записки Орловского краеведа" (1991г.): "....Прежняя большая дорога на Кромы начиналась в конце Стрелецкой слободы и шла там, где сейчас Автовокзальная улица, далее шла через деревню Гать, Малую Фоминку и Кнубрь и только позже переходила на левую сторону Оки..."
Дорога на Киев могла начинаться примерно там же, что и на Кромы. Почти угадала )):

Reply

drug_kota July 10 2018, 17:52:51 UTC
/Дорога на Киев могла начинаться примерно там же, что и на Кромы/

В общем-то, довольно логично (Орел - Кромы - Киев лежат почти на прямой линии в Литву (Речь Посполитую) в объезд черниговско-брянского лесного массива, слева же (из Орла) - "Дикое поле"...).

А как насчёт моего предположения что крепость Орел (Кремль) первоначально размещалась на высоком месте в районе Курских улиц? Мне думается: "Ну, не могли наши предки размещаться в гиблом (для здравого смысла) месте...". Ведь "историческая стрелка" это заливная пойма в слиянии Оки с Орликом. /Помню паводок 1970 года - вся "историческая стрелка" была под водой..., , как и все прибрежные улицы по Оке и Орлику..., река Пересыханка (про которую к тому времени все уже забыли) напомнила о своём существовании - огромными лужами в районе старо-Московской улицы, заводе Медведева, Семинарки.../ У меня имеется "План г. Орла" - издание книжного магазина Шемаева (масштаб в одном дюйме 100 сажень). К сожелению год не указан, но железные дороги уже существуют (Московско-Курская, Риго-Орловская ( ... )

Reply


Leave a comment

Up