ЗАВТРА еду в Сеул - должен присутствовать на симпозиуме "В поисках утраченных корней корейской нации", по сути, презентации фундаментального труда, сооружённого нашим Предстоятелем (а также не помянутым нигде - ни на обложке, ни в выходных данных - коллективом моего института, но на такое грех обижаться - так не только в моём институте и Корее, но и во многих исследовательских и творческих коллективах многих стран прочего мира) - нового издания "Хвандан гоги", "Древних записей [о царствах] Хван[уновом] и Тан[гуновом]" (по-корейски название книги писать не буду - боюсь, вычислят), огромного тома (по-английски о таких говорят mammoth volume) в не знаю сколько страниц (в первом варианте, который я смотрел и частично редактировал 27 октября, было 684 страницы, во втором от 22 ноября - 751, а сколько их в окончательном, не знаю, может, тысяча), включившего в себя новый перевод скандального памятника (
я писал мельком о нём) на современный корейский язык и многочисленные комментарии и иллюстрации. Из того, что я потратил на описание памятника так много букв в одном предложении, должно быть понятно, что я весьма надеюсь, что книга эта должна стать настольной у каждого, кто уважает Корею, корейцев, их культуру и... гм, меня. Симпозиум будет проходить во дворце культуры имени Сечжона Великого.
Собираясь на работу, сообразил, что несколько дней не брал камеры в руки, и решил потренироваться. К тому же и день обещали пасмурный - самое то для творческой фотосъёмки.
В столовке было шумно.
Обычно все сидят притихшие, внимая YTN, новостному каналу, который как раз в это время, с двенадцати до половины первого, передаёт (что за дурная манера!) одни лишь дурные новости. Вот кого-то посадили, вот кого-то поймали за руку при передаче конверта с деньгами (если бы YTN знал, сколько денег переходит из рук в руки в России в секунду, а не то что за день!), вот кто-то кого-то убил, вот в Тэчжоне арестовали тридцать с лишком якудза, вот в Сеуле, Тэгу, Пусане пожары, вот в средней школе такой-то изнасиловали столько-то школьниц и так далее. Смотришь новости и понимаешь: вот на чём держится пхеньянский режим! На новостях YTN! Это и не удивительно. Положительных новостей нет, а те, что показывают - сплошная чернуха, впору показывать, не редактируя, по центральному пхеньянскому каналу...
Итак, в столовке было шумно - все галдели, чокались металлическими стаканчиками для воды. С ума посходили? Всё прояснилось, когда я подошёл к раздаче. Онни подмигнула и, сказав: "Пейте больше", подала стаканчик и наполнила его жидкостью из двухлитровой пластиковой бутыли, одной из таких, в которых продают местную водочку. "Что это? Сочжу?" - с надеждой спросил я. "Она самая". Понятно. Религия празднует выход в свет "Хвандан гоги"...
Я навалил на поднос гору зелени, гору варёного свиного мяса, горстку риса, немного соевой пасты, в которую намешан чеснок - чтобы приправлять мясо, плеснул в плошку супчика с тофу и картошкой. Панчхан решил не брать. Во-первых, не съесть, а, во-вторых, я на диете. О последней - для справки - следует сказать, что у меня к ней отношение гармоничное, разнообразное. Тем более, что я не определился - то ли я сел на неё, то ли встал...
Примечание к фотографии
В верхней части слева виден рулон туалетной бумаги. Туалетная бумага на обеденном столе корейцев - обычное дело. Она здесь вместо бумажных салфеток.
Многие корейцы любят сравнивать себя с русскими, поражаться схожести характеров, культуры ("мы одинаково драчливые, открытые, любим выпить", "у нас и песни похожие"). Сравнение льстит, однако здесь вижу кардинальное противоречие. Действительно, если мне не изменяет память, мы (в советское время) ходили (у кого, конечно, они были) с салфетками в туалет, а корейцы, вишь, наоборот - с туалетной бумагой идут за обеденный стол.
О туалетной бумаге, пусть и похабная тема (пардон, дамы и ханжи), решил написать, потому что о ней пишут все (имею в виду иностранцев). Как кто приедет в Корею, так не преминёт первым делом написать про туалетную бумагу. А чем я хуже остальных!