Книга об истоках современной фитнес-йоги

Aug 28, 2013 20:14

На сайте "ВикиЧтение" выложен перевод книги Марка Синглтона "Тело йоги: истоки современной постуральной практики".


Несмотря на всевозможные оговорки, автор приходит к выводу, согласно которому современная версия хатха-йоги есть не что иное, как реэкспортный вариант европейской акробатики и гимнастики. Собственно индийский компонент в этой версии весьма невелик.

"В качестве дальнейшего визуального доказательства этой формальной близости, - пишет Синглтон, - я включил сюда фотомонтаж стандартных поз западных конторсионистов (акробатов) конца девятнадцатого века рядом с некоторыми продвинутыми асанами в исполнении самого Б.К.С. Айенгара":









В пользу правильности выводов Синглтона свидетельствует наблюдение французских кинематографистов. Так, в документальном фильме "Индия-призрак" (L'Inde Fantome, 1969) голос за кадром - а на экране в этот момент показываются занятия в школе Айенгара - произносит: "Может показаться, что этот класс по изучению йоги, в Бомбее, является хранителем древних традиций. Но это не так. Многие, кто тут занимается, это богатые парсы. Для них философия йоги это такая же китайская грамота, как и для французов. Парадоксально, но волна интереса к йоге на Западе привела к духовному возрождению самой йоги в стране, где она зародилась" (5-я серия - 21:00-21:21).

image Click to view



Аутентичность методов Айенгара (силового подхода) поставил под сомнение и лучший современный специалист по хатха-йоге Виктор Бойко:
"... самоотверженно занимаясь по «Йога дипике» на протяжении трёх лет институтской учёбы, я не получил какого-либо внятного результата кроме множества мелких травм. В книге всё выглядело элементарно: читай описание и делай, как показано на фотографиях, однако, несмотря на исключительную добросовестность, я топтался на месте. Любые попытки выполнить позы «как на картинке» неизменно перегружали тело. К счастью здоровья было вдоволь, но лично меня угнетало отсутствие прогресса и понимания. В конце концов, я пришёл в ярость и поклялся, что носа не суну в медитацию до тех пор, пока не разберусь с асанами.
Однажды, переживая очередную травму и временно утратив возможность старания в асанах, я ощутил совершенно непривычный внутренний покой, так в мой ум, омрачённый пагубным стремлением к воспроизведению чужой гибкости, проник луч истины. Тогда я попытался расслабляться более качественно, не давить на форму, и вскоре понял, что для обеспечения качества практики воля и личные усилия не нужны, более того - они являются помехой. А уже впоследствии произошла фундаментальная переоценка аспекта гибкости в Хатха-йоге.
Любой обмен информацией продуктивен лишь в том случае, когда психоэмоциональное состояние участников отвечает определённому уровню покоя. Следовательно, в йогической технологии должен присутствовать универсальный принцип, приводящий тело и сознание ко взаимно однозначному соответствию. Этот принцип - полная (мышечная и ментальная) релаксация, только при её наличии тело неощутимо «стекает» к абсолютной границе формы, куда невозможно добраться сознательным усилием.
Со временем выяснилось, что эта «текучесть» и прирост гибкости в асанах прямо пропорциональны степени «очистки» сознания, как от произвольной ментальной деятельности, так и от спонтанного «мусора».
К тому времени подоспел и «самопальный» перевод Сутр, где я с изумлением прочёл шлоку 47 главы второй: «При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном... асана достигается». Это было как гром среди ясного неба: вот оно, почему же об этом нет ни слова в айенгаровской «Дипике»!?" [Бойко В. Йога: искусство коммуникации].

Исследование Синглтона лишний раз подтверждает, что современная фитнес-йога к духовной практике, целью которой является познание атмана, никакого отношения не имеет. По всему миру в йога-центрах занимаются десятки, если не сотни тысяч учеников, но это никак не сказывается на количестве тех, кто пережил опыт нирваны или самадхи. Опыт такого рода остается столь же редким, как и во времена Рамакришны.

Дополнение
О фитнес-йоге.

йога, имитационные формы практики

Previous post Next post
Up