Все реки текут в море,
но море не переполняется:
к тому месту, откуда реки текут,
они возвращаются,чтобы опять течь.
Экклезиаст
Меня зовут Саша, я живу в Саратове. В 2008 году я окончил трехлетнее строительство каютного парусного катамарана, потренировавшись в небольших походах на нём, я захотел чего то большего и …. продал его отличному парню из Санкт Петербурга. Поискав, нашёл корпус парусной яхты длинной 12 метров в Балаково, что в 200км от моего родного Саратова, но человек его продававший, «кинул» меня продав его другому. Я очень расстроился и пустился во все тяжкие, и не о чем не думая купил восьми метровую, не габаритную(3м ширина), к перевозкам яхту за, внимание … 1000 километров от Саратова, в Ейске. Перевозка негабарита оказалась на поверку очень дорогой, далеко за 3000 долларов, которыми надо сказать я располагал.
Вариант перегона по воде дал сумму если и меньше, то не намного, но взамен на эти деньги я получал, подвесной двигатель, радиостанцию, отдых, и опыт.
И так решение принято - перегон по воде.
Прибыли в Ейск. Ейская коса.
Ейский лиман очень мелкий, поэтому килевые яхты тут редко появляются, зато есть катамараны и маленькие швертботы.
В Ейске всегда дует ветер и это притягивает сюда винд серферов и кайтеров, их тут приютил Виталий Владивастоков в своём серф приюте. Надо отметить он и нас приютил, за что ему огромное спасибо.
Ветра в Ейске иногда сильно надувают людям голову. Вот рыбачка, говорит, надо ехать за медалью в Москву, 20 лет ведь уже рыбачу. (может и правда 20 лет) Надо сказать, бычки такие лежали и тухли тоннами на другой стороне косы, видимо выбросило волнами.
Немного о посудине, килевая, стальная, 8 метров на 3 метра, 1.5 метра осадка, без мачты, парусов и отделки, зато есть китайский подвесной мотор. Вы бы доверили жизнь китайцу))))
Вы думаете я яхтонутый. Знакомьтесь Константин. Ну тут на фотке он занят.
Он приехал своим ходом из...... Сыктывкара. Ход обеспечивает любимый teme Ленд Ровер. Путешествует с сыном (он в зеленом). Вобще в Сыктывкаре он был проездом, не смотря на то что он там живет, а проездом из... Польши.
Выпито живое ейское пиво, за приятной беседой. Окончена суета, с ремонтом, спуском, гимсом, пограничниками, румпелем и мотором. Спуск на воду. Константин помогает - спасибо ему. Также всем кто помог - сварщику, крановщику, руководителю я/к, и другим - огромное спасибо.
Посещаем с дружественным визитом яхту Сияние, и ее доброжелательного капитана, который эту лодку построил.
В четыре утра должны приехать пограничники и дать разрешение на выход, поставить печать в судовую роль и наверное досмотреть судно.
И действительно приезжает, но на надувной лодке типа нырок плыть на яхту отказывается. И как обычно рашн дебилизм, разрешают плавание в двух мильной пограничной зоне, выход дальше запрещен, а у меня осадка 1.5 метра, такие глубины только у судового хода, а это дальше намного двух миль. Я ему говорю не смогу пройти по мелям, а он говорит, что ему все равно. Пограничники идите лесом, нас и так чуть в милицию не забрали, когда мы бомжевали у входа в погран заставу (видимо не похожи на отдыхающих мы)))))
Выход
Сразу по выходу бортовая качка. Не укачивает, но пересыхать в горле начинает. Может нервы. Ветер начинает усиливаться.
Начинает дуть из под тучи, мотор начинает выскакивать из воды, лодку разворачивает бортом к почти 2 метровой волне, волна короче чем в черном море, долбит жестко. Это самый сложный момент перехода. В команде зачатки паники, я подумываю о возвращении, штурман говорит о повороте на украинскую сторону, Серега борется внутри лодки с люком через который заливает. Если возвращаться, то мотор может залить попутная волна, и тогда лодка останется без хода и её выбросит на мель, или арест в Украине за незаконное пересечение границы. Решаем идти дальше.
Ко всему прочему, всё море перегорожено сетями.
и нам везет появляется солнце и ветер тихонько стихает.
На фото наш лоцман Валерий Алексеевич - капитан с большим опытом, и друг Сергей - аскет и "выживальщик". Им спасибо большое за кампанию и опыт.
Мы идем ближе к судовому ходу и начинают появляться корабли.
Подходим к дельте реки Дон
Подход к Дону это канал в виде прокопа в море шириной не более ста метров, чуть в сторону мель.
Зашли в Дон и подходим к порту Азов.
Порт он и в Африке порт. Но этот в Азове, здесь воевал Петр первый, и вел раскопки Тур Хеердал. Кстати один из френдов, чей журнал я читаю находиться в этот момент на Маркизах в тихом океане, где робинзонил Тур Хеердал.
Невероятное количество сухогрузов и танкеров, даже не понятно куда идти. Кстати многие из них под иностранным флагом. Страшновато близко расходится с судном в пять тысяч тонн.
Ростов на дону запомнился рестораном с бутафорскими кораблями под старину, самолетами авиакомпании S7 идущими на посадку, и злыми недружелюбными инспекторами ГИМС во главе с их начальником, вообще плохим человеком. Повторюсь здесь как сказал им в реале "медаль вам на шею господа ростовские гимсюки", а всем предостережение - не шторма самое страшное в путешествии, а люди. Об этом как нибудь в подробном описании перехода, они 100% не правы.
Дон поразил своей красотой, чистотой воды, и многочисленными поворотами и перекатами.
Кругом дикие песчаные пляжи, иногда попадались птичьи базары. В одном месте стояли, там сложно было разговаривать друг с другом из за птичьего крика.
В одной из деревень мы увидели гигантское сооружение, думаю, это строили советский санаторий, он должен был быть минимум на 1000 человек, с огромной сценической площадкой, и всё это в чистом поле рядом с деревенькой на десяток домов. Жаль, не было время на высадку, отличный пост бы получился.
Наконец мы подошли к первому шлюзу, в нем надо было подняться к нему, великому и ужасному - диспетчеру шлюза. Он посмотрел документы и поднял нас на высоту 12 метров, на следующую ступеньку шлюзовой системы. И там произошла действительно неожиданная встреча, саратовские ребята с двумя симпатичными девушками, путешествуют до азовского моря. Они нарушили правила и их не хотели шлюзовать, пока ждали разрешение, попили с ними пиво.
Шлюзы впечатляющие сооружения (хотя донские шлюзы меньше волжских по размеру раза в два), некоторые современные, а некоторым больше полвека. Есть с архитектурными изысками и без.
Везде посматривается тема казачества и казаков, на подходе к этому шлюзу мы увидели деревянную скульптурную композицию "Казаки спешат"
Вот на таких лодках казаки по дону ходят. На Волге я таких не видел.
Пройдя три шлюза, пришли в славный город Волгодонск, в нем не менее славный яхт клуб Адмирал ушаков. К нам там очень хорошо отнеслись и дали отстоятся на время шторма, там есть все неодходимое, стоять удобно, денег не взяли. Не Саратов в общем. Кстати там делают такие красивые лодки.
Из Волгодонска нам надо было выходить в Цимлянское водохранилище, здесь его называют морем. Оно действительно большое, и со скверным "характером". С одной стороны 30 километровая плотина с атомной электростанцией, с другой стороны мост и 180 километров воды между ними, убежища от непогоды только на одном берегу, и те не действующие. В дни перехода Цимлю штормило. По затишью после обеда вышли.
Ближе к ночи началось усиление ветра и все море было заставлено сетями, чтобы не поиметь ночью проблем, решили зайти в убежище, на свой страх и риск, так как там неизвестны глубины(лоция у нас была 79 года). Всю ночь в убежище приходила высокая волна, было очень плохо спать, как в стиральной машинке. После обеда вошли в волгодонский канал. Архитектура канала посвящена ВОВ.
Проход канала - это спокойное, увлекательное занятие, требуется только одно не боятся быть раздавленным судном в 5000 тонн с которым ты находишься в шлюзе, и расходиться с такими параходами в узком канале. Первый и последний шлюз имеют красивые триумфальные арки.
Часам к пяти вечера диспетчер шлюзов подумал что мы очень устали, и сказал встать на ночевку. Я негодовал, но место было красивое с пляжиком, вода чистая, донское пиво и хороший сон. На пляжике был "грибок" и песочница где играли деревенские дети, и увидив их, на меня накатило, я захтел домой к своим сыновьям -это морально тяжелый момент в путешествии
Зачастую приходилось стоять в метре от кораблей гигантов, на них "протекала" неспешная жизнь, а иногда с камбуза пахло свежей выпечкой, это было то, что нам недоступно.
Проходящие танкеры по волгодону зрелище не для слабонервных, они сначала протягивают воду из канала под себя и уровень воды перед танкером падает, потом он толкает волну, а после того как ты окажешься за кормой уровень воды увеличивается, все это сопровождается струйными течениями, лодка не слушается руля, или её начинает затягивать под танкер.
На некоторых шлюзах есть информация о том, что здесь проходили ожесточенные бои во время гражданской войны в 1918 году против белогвардейцев.
На протяжении всего пути по волгодонскому каналу над нами на низкой высоте пролетали СУ27, это было как раз в то время когда пользователь интернета снял на регистратор и выложил видео пролета СУ в нескольких метрах над дорогой в Youtube.
Это Варварское водохранилище, оно маленькое, здесь тихо и нет волн, но именно тут мы поимели проблемы. Встали недалеко от шлюза и недалеко от судового хода на ночевку, в абсолютное безветрие. Ночью проснулись от грозы и сильного ветра. Дуло не по детски, я выглянул из каюты и увидел, что суда ходят с другой стороны там где должны быть камыши. Серый не поверил, а я выдвинул теорию, что там дополнительный судовой ход, и напомнил что в воде было много нарубленной травы. В общем ночью, пока мы спали, нас претащило через судовой ход. Больше мы в эту ночь не ложились.
И наконец мы подошли к шлюзу номер один, чтобы оказаться в Волге. Первый самый красивый особенно ночью. Внутри шлюза
Переночевав, у всю ночь работающей землечерпалки, мы пошли по Волгограду. Бронекатер, Родина мать, и пляшущий мост с воды смотрятся по другому.
На пути в Саратов у нас остался один шлюз. Волжский 31 шлюз, именно он оказался самым сложным. Он совмещен с мини ГЭС, на выходе которой стоит рассекатель. И на входе в шлюз нужно пройти сильное боковое течение. Еще и диспетчер шлюза оказалась неопытной, мы запросили подойти левым бортом к стенке шлюза, а она сказала правым, а в это место заходит волна и теченье от ГЭС, ещё мы прошли плавучий рым и мы попросились к следующему - она отказала, пришлось сдавать назад - а это полная "опа" (кто знает тот поймет), да ещё и наполнение нижнее в шлюзе. Спасибо тебе неведомый диспетчер.
Пришли в яхт клуб Якорь, где директор любезно разрешил постоять один месяц (пока я решу дела на работе) за совсем небольшую плату, за что ему спасибо. Яхт клуб очень удобный. Тут как раз проходила регата на кубок Нижней Волги и было много знакомых и земляков.
Итого до Волжского пройдено около 800 км по воде за 10 дней, это почти в режиме нонстоп (только ночевки). Пройдено 17 шлюзов. Волгодонской канал пройден за двое суток. Более подробно о маршруте и прохождении в подробностях в
следующих постах с большим количеством "букаф". О переходе Волгоград - Саратов, во второй части.