Бергамот...Бармаглот... БЕРМАМЫТ! Путь к перевалу.

May 29, 2016 12:55

Описание прогулки по Бермамытам я решила разделить на несколько частей. Отдельно расскажу про подход к Бермамытам, отдельно - про Большой, отдельно - про Малый. Просто чувствую, что в одну запись я не уложусь:)

Начну по порядку - с подхода к перевальчику между массивами Большого и Малого Бермамытов. Это всего каких-то три с небольшим километра пути, но на их протяжении я регулярно фотографировала, чтобы этот участок маршрута не остался незадокументированным.

Из картинки видно, что по дороге мы шли примерно до отметки 2260 м, а дальше, видя большой и необоснованный для пешеходов зигзаг, мы решили срезать. Если придётся идти здесь ещё когда-нибудь - срезать начнём раньше:) Рельеф позволяет.

Поскольку ещё с вечера начались осадки в виде дождя и снега, то мы даже и не рассчитывали, что сможем заехать на плато по раскисшей дороге. Поэтому решили встать на рассвете, собраться и идти гулять на целый день. В идеале планировалось дождаться заката на Бермамытах, а по сумеркам спускаться в лагерь, для этого даже фонарики с собой прихватили.

За ночь склоны припорошило снегом и слегка подморозило, но к рассвету температура поднялась до плюсовой и всё это белоснежное великолепие стало стремительно таять.
В 5 утра наша стоянка и окружающие её пейзажи выглядели довольно уныло. Вроде над нами безоблачно, но это только над нами... а в стороне ГКХ клубятся облака. Пожалуй, стоит ещё часок подремать, авось будет лучше:)

И действительно, в начале седьмого стало намного позитивнее:

Склоны оттаивали прямо на глазах, а с машины снег таять не желал довольно долго.

Разваленный сарай с утра показался мне каким-то изящным сооружением:) C вечера я его восприняла как рухлядь, а теперь он казался мне украшением пейзажа..

Мы позавтракали, собрали почти все вещи и запихали в машину (мало ли, кто тут шастать будет?), взяли запас еды и чая, а также газ, горелку и кастрюльку (одного термоса на троих ведь не хватит на целый день), и в начале девятого выдвинулись вверх по дороге.

С самого начала пути нас сопровождали интересные виды на обрывы Скалистого хребта. Остатки ночного снега удачно оттеняли складки рельефа, слоистая структура гор смотрелась очень выразительно.

Казалось бы, поднимаемся выше - снега должно быть больше, а у нас всё наоборот! Солнце припекает и склоны моментально буреют.

В поле зрения появляется один из перевальчиков, выводящих на плато Большого Бермамыта. Через этот перевальчик проходит дорога, по которой в сухую погоду на плато можно заехать.

Какие причудливые здесь скалы... Ещё не видела, как оно выглядит на Бермамыте, но эти мне очень нравятся:)

Сам массив Большого Бермамыта пока большей частью скрыт за безымянным пупыриком, к которому мы приближаемся и скоро обойдём. И тогда уже будем видеть восточный обрыв Большого Бермамыта во всю длину.

Вдали маячит массив Малый Бермамыт. Это не сама вершина, а скальный выступ высотой порядка 2600 м на самом краю массива.

Дорога делает зигзаг, и теперь мы можем видеть прямо по курсу тот перевал, которого нам, собственно, и надо достичь на первом этапе прогулки. Это самая низкая точка видимого гребня. Справа от перевала - массив Большого Бермамыта, слева - "Малого и иже с ним", ну, я к тому, что те горки, которые видны сейчас - не сам Малый Бермамыт, а его ближайшее окружение.

Впереди на дороге замечаем спускающуюся группу, подойдём поближе - пообщаемся.

Туристы оказались из ближайших окрестностей - из городов КавМинВод. По их словам - непогода пару дней давала джазу, пришлось стоять на Бермамыте в снегу и при сильном ветре. Упоминали и велосипедистов, которым тоже вроде досталось. Мы пожелали друг другу удачи и продолжили путь вверх, а те остались дожидаться остальных участников.

Дорога какое-то время шла параллельно ручью, затем она свернула вправо и стала довольно грязной, поскольку один из ручьёв протекал именно по дороге.

Мы пересекли ещё парочку ручейков, кстати, именно здесь и есть смысл запастись водой на дальнейший путь. Нас начали одолевать мысли, что как-то нерационально ведёт нас эта дорога, всё больше удаляя нас от перевальчика. Вернее, для автомобиля как раз самое то - плавный набор высоты, обеспеченный размашистым зигзагом дороги. А нам, пешеходам, неохота наматывать километраж там, где можно этого не делать.

И полезли мы напрямую под скальную стенку Большого Бермамыта, под которой проходит дорога, сделав этот длиннющий зигзаг. Рельеф совершенно дружелюбный - крутизна небольшая, по травяным кочкам подниматься легко.

Оглядываемся назад - да мы неплохо срезали! Дорога, оставшаяся внизу, как видим, так и продолжает идти не в нужную нам сторону. Олег пошутил, что вообще надо было переть в лоб по склону прямо от лагеря:)

С набором высоты постепенно открылся вид на массив Малого Бермамыта. Вершина его отсюда по-прежнему не видна, а визуальное превосходство по высоте чуть более близкой вершинки (загнутой как коготь) именно её близостью к нам и объясняется.

На этом этапе подъёма всё больше бросаются в глаза немного чужеродные элементы пейзажа - опоры линии электропередач. Однако, со временем я стала их воспринимать как неотъемлемую часть пейзажа, может быть, потому что сделаны они из натурального материала - из дерева? Это вам не стальные опоры ЛЭП в Махаре:)

Относительно крутой участок подъёма закончился, началось выполаживание. Однако до дороги мы ещё пока не дошли. Сделать это нам всячески мешали причудливые каменные изваяния, которые мы рассматривали со всех сторон, пытаясь определить кто это - каменная кошка или ещё какой диковинный зверь...

Яркие крапинки лишайника и начинающей цветение камнеломки тоже пытались задержать нас на пути к цели, надо ж всё потрогать, понюхать, сфотографировать:)

Наконец, мы вплотную подобрались к линии электропередач.

Опоры стоят чуть ниже дороги и они двух видов. Есть опоры из двух столбов, есть из четырёх. По какому принципу установлены те или иные, не знаю. И есть ли в проводах электричество - тоже не знаю. Говорят, эта линия тянется на плато Бечасын, где была (может быть, и сейчас есть?) какая-то ферма.

Выйдя снова на дорогу, но уже под скалами восточного склона Большого Бермамыта, мы ненадолго присели на пригорке и перекусили. А затем продолжили путь по дороге и вскоре добрели до лагеря велосипедистов, расположенного в ложбинке под перевалом. Они ещё собирались и были не особо разговорчивы, с их слов я поняла, что прежде, чем остановиться здесь, они обошли Малый Бермамыт. Наверное, в терминах велосипедистов это означало "объехали по дороге", но судя по отсутствию восторженных отзывов, им не очень-то и понравилось то ли из-за погоды, то ли ещё почему...

Мы уже были близки к перевальчику между Бермамытами, поэтому тоже не сильно были расположены болтать с велосипедистами, нам хотелось поскорее заглянуть по ту сторону перевальчика. Ещё несколько десятков метров - и мы это увидим.

А пока мы не вышли на седловину, ещё раз глянем назад - вдали хорошо виден платообразный массив г. Западный Кинжал.

С седловины, как и ожидалось, открывается шикарный вид в сторону гор:

Небольшая смотровая площадка чуть левее седловины, как я понимаю, предназначена для того, чтобы увидеть Эльбрус, который с самой седловины почти не виден.

Виды нас порадовали, но всё-таки этого нам крайне мало! Так что мы не будем тут задерживаться, а лишь сфотографируемся на память, да и полезем выше - туда, откуда мы сможем увидеть значительно больше:)

Собственно, вариантов дальнейшего пути у нас было два - на Большой Бермамыт или на Малый. Недолго думая, мы сделали выбор в пользу Большого.