Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.
Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.
Апполинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.
Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.
Апполинарий Михайлович родился 6 августа (25 июля ст. ст.) 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье священника. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.
Детские годы Аполлинария были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой.
Красная площадь
(
ссылка)
Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года. Андриолли был человеком весьма прогрессивных взглядов, что не могло не сказаться в дальнейшем на формировании демократического мировоззрения Аполлинария Васнецова. В 1872 году Апполинарий, окончив Вятское духовное училище, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками, набирается знаний, увлекается литературой, историей, естествознанием.
В то время Аполлинарий настолько увлекся геологией, что решил было поступить в Геологический институт, но этому решительно воспротивился Виктор Михайлович. Поступление в институт не состоялось, но интерес к геологии сохранился у Васнецова на всю жизнь. Впоследствии склонность к изучению древностей отразилась на всей его художественной деятельности…
Московский Кремль при Дмитрии Донском
Новгородский торг
Основание Москвы
Древнерусский город
Площадь Ивана Великого в Кремле. 17 век.
Старая Москва. Улица в Китай-городе начала 17 века
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века
Оборона города
Много читая, будущий художник увлекается художественными и критическими произведениями Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, П. И. Мельникова-Печерского и других. Ему многое хотелось узнать, изучить и постичь, пополнить свой "научный и литературный багаж".
Скит
Двор удельного князя
В Московском Кремле
Тайга на Урале. Синяя гора
Северный край
Сад князя Жемчужного (эскиз декорации к опере Чайковского «Опричник»)
Площадь перед церковью
Осень
Новодевичий монастырь
Московский Кремль при Иване Калите
Московский Кремль при Иване 3
Москва при Иване Грозном
Расцвет Кремля в конце 17 века
Валдайский монастырь
Беседка на кургане
Элегия
Шум старого парка
На погосте. Демьяново
За варкой варенья
Волнующаяся нива