Антонис ван Дейк (1599-1641) - голландский художник, мастер портретов, религиозных и аллегорических сцен. Он был настоящим вундеркиндом, уже в 14-летнем возрасте написал автопортрет, и эта работа даст фору многим взрослым художникам. Технически портрет был очень качественно написан, а особенно впечатляет белый воротник, изящно начерченный одним мазком белил.
Антонис ван Дейк. Автопортрет.
Но особенно был замечен незаурядный ум, и стремление достичь многого в этой жизни, доказать всем свой незаурядный талант. Хорошо, что всё это сбылось.
Антонис родился в богатой и религиозной антверпенской семье. У него было 11 братьев и сестёр - обычное дело в то время, детей в семьях всегда было много, но, к сожалению, далеко не все доживали до взрослого возраста. Братья стали священниками, сестры - монахинями, самые талантливые и способные к коммерции продолжили семейное дело, а судьба Антониса была во многом предопределена - он должен был стать живописцем. В Антверпене написание картин воспринималось как вполне достойное занятие, там творил Рубенс, художники рангом пониже объединились в Гильдию Святого Луки. Когда Антонису исполнилось 10 лет, его отдали в ученики к художнику ван Балену, где он так зарекомендовал себя, что получил возможность учиться у самого Питера Пауля Рубенса.
Внешне обучение у Рубенса выглядело вполне благопристойно, и отношения между учителем и учеником казались идеалистическими. Рубенс писал портреты, ван Дейка назначил первым помощником. В ответ ван Дейк создавал портреты своего учителя и его жены. Но дух соперничества всё же присутствовал, особенно остро его ощущал самолюбивый и амбициозный ван Дейк. Талантом и техникой он уже ненамного уступал своему учителю, известно, что однажды Рубенс написал картину и поехал по своим делам. Ученики стали внимательно рассматривать её, и какой-то неуклюжий будущий художник задел ещё не высохший слой краски, безнадёжно смазав рукав на полотне. Но тут ван Дейк выручил товарища, он так тщательно исправил картину, что заметить что-либо было невозможно.
Антонис ван Дейк. Автопортрет.
А когда ван Дейку исполнилось 20 лет, среди заказчиков пошли слухи: «ван Дейк пишет как Рубенс, но берёт намного дешевле, нужно заказывать портреты у него, пока тот не возгордился и не поднял цену». Рубенс уже начал не на шутку ревновать, а ван Дейку уже надоело быть на положение ученика.
Но через год он поехал в Лондон выполнить несколько заказов для герцога Букингемского. Ему даже назначили жалование в 100 фунтов - огромные деньги, но жить в Лондоне ван Дейк не захотел. Столица Британии показалась ему «мерзкой», да и к живописцам там относились с некоторым пренебрежением, как к слугам, вынужденным обеспечивать потребности аристократов в парадных портретах своей особы.
После Лондона ван Дейк отправился в путешествии по Италии, которое растянулось на долгие 6 лет. Там он несколько отошёл от рубенсовской манеры письма, а заодно определился с жанром - портрет, хотя иногда писал картины на мифологические и
религиозные темы.
Мистическое обручение святой Екатерины
В 1627 году по семейным обстоятельствам ван Дейк вернулся в Антверпен и оказалось, что Рубенс уехал выполнять большой заказ для английского короля Якова I. Он становится первым художником в городе. Однако вскоре Рубенс вернулся и пришлось потесниться, выгодные заказы вновь перешли к Рубенсу, что было невыносимо для амбициозного ван Дейка. Он колесит по Европе, много работает, но тягаться со славой Рубенса было бесполезно. Положение выручил английский король Карл I - большой любитель живописи, который решил, что именно ван Дейк должен быть его придворным художником.
Портрет короля Карла I
И тут всё сошлось; признание со стороны короля и аристократов, отличные заработки - 200 фунтов в год, собственный особняк и даже дворянский титул. Ван Дейк написал в Англии 400 картин, в среднем на написание одного портрета он тратит около недели и делает свою работу с безупречным мастерством. Он мог показать заказчика-аристократа возвышенным, полным героических стремлений, а дам писал изящными и чувственными. Безупречная элегантность, танцующая кисть - художественные критики уже 400 лет не могут нарадоваться на картины ван Дейка. Они признавали его лучшим в истории мастером написания парадных аристократических
портретов и ван Дейк действительно достиг в этом жанре небывалых высот.
Портрет королевы Генриетты Марии
Другой вопрос, что льстить ему было легко и естественно, потому и приукрашивал своих заказчиков он безбожно. Люди на портретах ван Дейка с безупречно чистыми лицами без оспин и рубцов, что совершенно не соответствовало действительности. Просто тогда оспа была широко распространена, вспыхивали очаги заболеваемости, а то и целые эпидемии и далеко не всем удавалось за всю жизнь ни разу ей не заболеть.
Да и не нужно думать, что мысли и помыслы всех этих аристократов соответствовали их возвышенному облику хотя наверняка были среди них и люди порядочные. Но такова специфика жанра, да и никому из аристократов не была интересна неприглядная правда жизни, как на полотнах
Питера Брейгеля Старшего, зато очень хотелось оставить на память потомкам свой портрет, где они изображены в максимально достойном виде.
Томас Вентворт, 1-й граф Страффорд
Однако если анализировать автопортреты ван Дейка, которых он написал множество, можно понять, что основным мотивом, определяющим действия художника, было тщеславие. Они слишком напыщенные и высокомерные, выражение лица ван Дейка часто говорит одно: «вы все будете преклоняться перед моим талантом живописца».
Антонис ван Дейк. Автопортрет.
А ещё он был очень противоречивым - замкнутым, но при этом любил шумные торжества в свою честь, был крайне учтив, даже развязен, однако часто предавался приступам меланхолии, как замечательный русский пейзажист
Исаак Левитан. Он даже взял в жёны королевскую фрейлину, чтобы потешить своё эго.
Ван Дейк жил как богатый аристократ, не экономя на своих тратах. Долго поддерживал отношения со своей натурщицей Маргаритой Лемон - женщиной крайне эксцентричной и ревнивой. Когда стало известно о женитьбе ван Дейка на королевской фрейлине, та устроила нешуточный скандал, набросилась на художника с побоями и ругательствами, и даже хотела откусить ему палец, чтобы тот больше не смог писать картины. Хорошо хоть, что это ей не удалось.
Пятеро детей короля Карла I
Когда в 1640 году скончался Рубенс, то ван Дейк получил приглашение от испанского короля Филиппа IV. Он не на шутку обрадовался - испанский королевский двор был ещё более роскошным, но тут выяснилось, что нужно было всего лишь доделать картины, начатые Рубенсом. «Он сумел посмеяться надо мной даже лёжа в могиле» - заявил честолюбивый ван Дейк. Но жить ему осталось недолго - он умер на 42 году жизни от непонятной болезни, оставив после себя множество великолепных портретов и славу лучшего парадного портретиста в истории.
Большой выбор портретной живописи на сайте галереи
artalebrio.com. Онлайн галерея - самый простой способ познакомиться с произведениями современных художников, фотографов, мастеров рукоделия.