Диего Веласкес (1599-1660) - испанский художник, один из величайших и талантливейших мастеров кисти. Его картины зачастую оставляют немало загадок, которые очень интересно разгадывать, чтобы понять истинный замысел художника.
Веласкес был придворным художником испанского короля Филиппа IV, был вынужден писать множество портретов монарха и членов его семьи. В подобных условиях оставалась не так-то много возможностей для чистого творчества, и некоторые другие придворные
художники, добившись подобного тёплого местечка и постоянных, хорошо оплачиваемых заказов писали однотипные, напыщенные картины, всячески приукрашивая своего заказчика, не задумываясь о творческом поиске и создании чего-то нового. Зачем, если и так цель всей жизни достигнута? Но Веласкес был выше унылой, чисто технической работы придворного живописца и ему удавалось создавать замечательные картины, которые нравились заказчикам, а через много лет были признаны истинными шедеврами живописи.
Диего Веласкес. Менины
Одна из самых интересных работ Веласкеса - «Менины», о ней, и о том, как ему удалось несмотря на все обстоятельства, остаться в памяти потомков, как выдающийся художник мы и поговорим в этой статье.
Согласно сюжету картины, пятилетняя инфанта Маргарита Тереза в сопровождении свиты решила посмотреть, как Веласкес будет писать портрет её родителей - короля Филиппа IV и его супругу Марианну Австрийскую. Но эту сцену Веласкес
написал очень своеобразно и необычно, вполне в своём духе. Нам кажется, что и девочка и все придворные смотрят прямо на зрителей, то есть на нас с вами. Но не всё так просто. На самом деле они глядят на короля с его супругой, которые находятся вне нашего поля зрения, но отлично видны инфанте и придворным. А о том, что они действительно присутствуют в комнате, можно судить по зеркалу, которое написано практически посередине картины, за спиной Веласкеса и в нём отражаются позирующая для картины королевская чета.
Диего Веласкес. Менины (деталь).
Картина, отражающая в зеркале не очень чёткая, размытая, однако не стоит сомневаться в том, что это именно монарх и его супруга - есть немало портретов, в которых угадываются их характерные черты.
Веласкес. Портрет Филиппа IV, короля Испании.
Задумка на картине поистине интересная - никогда до Веласкеса художники не показывали мир глазами позирующих им людей. Мы видим на картине то, что видела сама королевская чета; свою дочку, придворных, составляющих её свиту и подглядывающих за юной принцессой, обстановку комнаты, Веласкеса, пишущих с них картину и зеркало, где отражаются они сами. Возможно, они имели некоторые проблемы со зрением, потому и их отражение в зеркале такое размытое, впрочем, средневековые зеркала из-за несовершенства технологии их создания наверняка и давали именно такое изображение. Искусствоведы склоняются ко второй версии - вряд ли Веласкесу, несмотря на все его заслуги, позволили показывать короля в невыгодном свете.
Впрочем, Филипп IV высоко ценил своего придворного живописца и позволял ему многое, оставлял определённый простор для самовыражения, поскольку был умным человеком и большим любителем искусства. Веласкес на картине «Менины»
осмелился изобразить карликов рядом с принцессой, то есть по сути дела на парадном портрете членов королевской семьи. Тут нужно понимать, что карлики в те времена были на положении людей второго сорта, это бесправные шуты, простолюдины, часто лично принадлежавшие королю и испанскому двору, примерно как рабы или крепостные крестьяне в России, которых можно продать или подарить кому-либо. Ни о каком равноправии и уважении человеческого достоинства тогда речи не шло - кормят, дают кров в обмен на шутки и издевательства и то хорошо, иначе пришлось бы им просить милостыню или работать в бродячем цирке. Впрочем, в Средневековье карлики ценились, а члены королевских семей за особо низкорослых и отличающихся от обычных людей, к тому способных к шуткам и безропотно терпящих издевательства платили хорошие деньги.
Веласкес не делал различий между карликами и обычными людьми, сохранилось даже несколько их портретов кисти этого, опередившего своё время, художника.
Дон Себастьян де Морра.
А ещё Веласкес осмелился на той самой картине написать автопортрет, то есть поставить себя рядом с членом королевской семьи, пусть и маленькой принцессы. Никакому придворному живописцу подобное никогда не позволялось. А ведь Веласкес не мог
похвастаться своим происхождением - он родом из обедневшей и не очень знатной семьи.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом).
Себя художник попытался изобразить в наиболее выгодном свете - сознательно снизил себе возраст, поскольку на момент написания картины «Менины» ему было уже 57 лет, а на полотне он как минимум на 15 лет моложе. А ещё он изображён членом военного ордена Сантьяго, то есть с красным крестом на груди. Некоторые исследователи считают, что красный крест пририсовали уже позже, после смерти Веласкеса - король хотел так поощрить память об умершем великом художнике и увековечить его заслуги, изобразив членом очень почётного рыцарского ордена.
С особой любовью и нежностью Веласкес изобразил маленькую инфанту Маргариту. Он сознательно выделил её тёплым, нежным светом, написал в
более светлых тонах, поместил её изображение в центре картины. Не у кого нет сомнений главное лицо - это она, все остальные лишь свита, которым должно подчеркнуть её величие. Пусть инфанта всего лишь маленькая девочка, но зато королевской крови.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент).
Веласкес искренне любил Маргариту и было за что. Несмотря на близкородственный брак, девочке повезло родиться крепкой и здоровой, с миловидными чертами лица. Именно такой и должна быть юная принцесса. Тепло Веласкес относится и к фрейлинам юной Маргариты, девочкам ненамного старше, которые играли с ней. По-испански их называли менины, потому у картины и такое необычное для русского уха название. Кстати, официальное наименование картины - «Семья Филиппа IV».
Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент).
Сзади изображена карлица - няня Маргариты. Возможно, она ухаживала за ней и делала так внимательно и заботливо, что девочка выжила - в Средневековье детская смертность часто достигала ужасающих показателей и от неё не были застрахованы даже члены королевской семьи. За заботу карлицу наградили знаком отличия, который она и трогает у себя на груди.
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики).
Портрет, который предполагаемо пишет Веласкес на картине, на самом деле не существует, может быть потерялся, а может быть его и вообще не существовало и всё это лишь
творческий ход художника. Зато ещё один более традиционный портрет маленькой инфанты, в том же самом платье хранится сейчас в Венском музее истории искусства.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты.
И главная загадка - почему же люди от которых зависело благосостояние да и сама жизнь художника, отодвинуты Веласкесом на второй план. То есть сам король в этом полотне далеко не центральная фигура. Как можно себе такое позволить, и почему это сошло с рук Веласкесу?
Возможно, был в этой картине и определённый
протест против неоднозначного положения во дворе, когда Веласкес, уже прекрасно осознавая себя как выдающегося художника, был вынужден преклонятся перед более знатными придворными и королём. То есть весь его талант ничто по сравнению с происхождением, которое от человека и не зависит. Тут есть из-за чего взбунтоваться и быть недовольным, но открыто протестовать он не мог, а вот тонко зашифровать протест осмелился.
Король все эти намёки наверняка понял, однако он был очень умным и дипломатичным человеком, неслучайно правил 44 года, а его правление называю «Золотым веком Испании». Так-то и протест оставил без особых последствий для художника. Он слишком ценил Веласкеса и действительно было за что - ни у какого монарха в то время не было равных по таланту придворных живописцев.
Картины со смыслом и загадками от современных художников большой выбор на сайте галереи
artalebrio.com. Общайтесь и покупайте произведения напрямую у художника.