Колонка: Пространство формата

Jan 18, 2010 15:37



Вопросы, для чего нужны художественные книги или тетради, что это такое и с чем это едят, задаются всё время с одним и тем же завидным постоянством.





Порядка 10-ти лет назад я рисовала и клеила в обычном альбоме для рисования и совсем не задавалась вопросом:"Зачем?" Этот альбом, он просто был. Эскизы, идеи, понравившиеся картинки - всё устраивалось, иногда не самым эстетичным образом, в одном месте и больше не терялось. Ведь по большому счёту нет ответа на вопрос: "Зачем?" С таким же успехом можно спросить у писателя, зачем ему блокнот, в котором он делает заметки к образам своих будущих героев, описывает увиденные места и свои впечатления - чтобы не забыть, высвободить в голове место для новых впечатлений и мыслей.

Первую свою рукодельную книгу я сделала во втором классе школы. У нас было задание, кажется для урока чтения, придумать и проиллюстрировать свою историю. Это была небольшая книжечка из 4-х страниц про мишку в лесу, но я её не выпускала из рук, так довольна была своей работой.

Второй раз серьёзно задуматься над форматом и смыслом рукотворной книги мне пришлось уже в дортмундском институте. На одном из предметов под странным названием "Искусство и моделирование" нам нужно было создать "Kunstbuch", т.е. то, что сейчас принято называть артбуком. Я понятия не имела, что делать и с чего начать и даже подумывала сбежать с этого предмета. В то время подобные рукотворные книги я видела только на выставках. Их можно было листать только в белых перчатках, либо вовсе любоваться только на распечатанные развороты на стенах. Ко всему прочему они были посвящены серьёзным темам войны, разрухи, голода, насилия... Всё то, после чего мне хотелось плакать, а не работать.



Copyright Hannap

После долгих мук поисков я решила сделать книгу ради книги. Постепенно у меня получилось собрание очень пёстрых листов альбомного формата, которые я в итоге уложила в коробку, обтянутую красным шёлком. Там были страницы, усыпанные только пёстрыми буквами, странички, прошитые вдоль и поперёк красными нитями, усеянные иголками, засыпанные рисом, покрытые золотом и "обесцененные" пристоенным на них медицинским пластырем. Несколькими годами позже, после окончания учёбы, я сдела серьёзную ошибку и, разбирая тонны, как мне тогда казалось, бумажного мусора, собравшегося за 5 лет обучения, выбросила всё, вопреки предупреждениям профессоров, что нужно хранить свои работы для будущего вдохновения. Тогда я просто понятия не имела, как весь этот графический мусор, создававшийся мешками чуть ли не по каждому предмету, и на который мне больше неприятно смотреть, сможет меня когда-то вдохновить. Подобные эсперименты казались мне не очень серьёзными и не достойными хранения. Как я ошибалась.



Copyright Hannap

И как хорошо, что можно выбросить бумагу, уничтожить её, но нельзя выбросить или забыть идею. В данном случае идею книги ради книги. Она сродни мысли об искусстве ради искусства. Тот идеальный вариант, когда не нужно думать о заказчиках и их представлениях, когда разрешено всё - эксперименты, радость и слёзы, любовь и ненависть. И всё это имеет право жить на страницах собственной, независимой книги.



Copyright Hannap

У моих сокурсников были очень интересные темы для их книг. Один парень, у которого жили дома 5 кошек, сделал огромную книгу для своих любимцев. Она открывалась как большой чемодан с трёхмерными картинками. Там были странички, мелко порезанные вдоль и свисающие, как объявления с телефонами на столбах. На некоторых можно было двигать объект по плоскости за ручку на другой стороне бумаге. Словом, парень сделал из бумаги всё, чем можно было озадачить и развлечь кошечек.

Ещё одна девушка собрала в одну книгу... списки для продуктов. Т.е. она весь семестр дежурила возле супермаркетов, подбирая в тележках, мусорках и на полу самые различные списки - на клочках туалетной бумаги, изрисованные при разговоре по телефону, распечатанные на компьютере и прочие. Эту книгу было безумно интересно разглядывать. За каждым таким клочком стояла целая история, чаще смешная, иногда грустная. Последовав её примеру, другая моя сокурсница стала собирать в одну книгу почеркушки при разговоре по телефону.



Особенно интересными мне кажутся книги, в которых авторы идут ещё на один шаг дальше. Т.е. когда уже даже получается не книга ради книги, а ещё и её пространство ради пространства. Что это значит? Я думаю, что у каждого в творческой тетради время от времени появляются страницы, просто залитые цветом с минимумом элементов. Очень многие боятся таких страниц и при первом удобном случае приклеивают целую массу всяких мелочей, чтобы заполнить место. Однако, листая плотно усыпанную графикой тетрадку, всегда приятно зависнуть над такими "пустыми" разворотами. Есть в них что-то глубинно-успокаивающее. Их не хочется обклеить графикой, их оставляешь жить просто так в своём артбуке. Кстати, для подобных или просто абстрактных страничек у нас есть тег для публикации - "abstract".










Если Вы всё ещё раздумываете над тем, зачем нужны художественные книги и тетрадки, то вот ещё несколько аргументов.

В случае с людьми, работающими только за компьютером, или теми, кто не имеет совсем никакого отношения к творческим профессиям, такая книга - это уникальный шанс подержать в руках что-то материализовавшееся, созданное с любовью, с мыслями и переживаниями, или же освобождаясь от последних.

К формату рукотворной книги может быть причислено всё - игрушки для любимых питомцев в формате книги, коробочка с любимыми крючками для ловли рыбы, нежно рассортированная по отдельным листикам с подписями. Осенняя листва из города, в котором вы влюбились, родили ребёнка, встретили свою судьбу - тоже в коробочке, тоже в союзе с самой разнообразной бумагой.



Copyright Wild goose chase



Copyright Wild goose chase



Copyright Wild goose chase

А помните, в Амели? Тот самый альбом с выброшенными фотографиями? Какое хорошее хобби, даже интереснее собирания списков или других потерянных вещичек. Отличное увлечение для этнографов среди нас.


Рукотворная книга, как место - где можно оторваться. Например просто перерисовать чужую, но жутко понравившуюся картинку, разобрать её по частям, влюбиться ещё больше, увидеть глазами автора. Повторить какую-то осбенно полюбившуюся технику, записать рецепт, вылить свои слёзы и сомнения на бумагу, а также восторг, счастье, умиление.




Просто выдохнуть, зафиксировать поток сознания, повиноваться власти рук, которые сами рисуют, пишут и вклеивают смешные картинки.



Записать или зарисовать в отпуске все свои переживания и мысли. Не потерять билетик из кино и смешной счёт.









Другими словами, пространство формата творчесткой тетради вмещает в себя всё, начиная от того, в чём нам себе сложно признаться и, заканчивая самыми безумными творческими мыслями, происшествиями и ассоциациями!

Приятного творческого выдоха и до встречи в следующей "Колонке": Способы крепления материалов.

inspiration, kolonka

Previous post Next post
Up