Мифы об Армянской Церкви

Jan 19, 2011 15:51


Как уже знают мои друзья, в своем ЖЖ я написал несколько связанных друг с другом комментариев на тему "православных" мифов об ААЦ. Но коль создано это наше сообщество, посвященное Армянской Церкви, то нахожу уместным выложить и тут хотя бы вводную статью с ссылками на все остальные. Это будет полезно тем, что новый человек, никогда не бывший в моем ЖЖ, но зашедший в это сообщество по приглашению кого-то из вас, сможет познакомиться с этой проблемой и по ссылкам прочитать все статьи об антиармянских мифах. Ну, а если захочет, то может и высказаться в комментариях и даже разместить эту статью у себя, чтоб об этой проблеме узнало как можно больше армян христиан. Ведь к всеобщему нашему прискорбию, эти мифы не только продолжают передаваться в среде т.н. "православных" (особенно наших "армяно-халкидонитов"), но они еще и усваиваются людьми относящими себя к ААЦ. Т.е. складывается парадоксальная ситуация, когда в антиармянские мифы веруют и сами армяне, считая себя и "монофизитами", и "отделившимися от Православия" и всяким прочим, что есть грубая ложь и клевета. Поэтому, прошу и моих друзей содействовать в распространении данных статей, чтоб хотя бы армяне прекратили верить в басни о них придуманных недругами.

ААЦ согласно "православным" мифам



  • 14 Авг, 2010 at 12:24 AM




Как много раз я уже отмечал, отношения между верующими Русской и Армянской Церквей омрачаются всякого рода претензиями русских собратьев по вере в адрес ААЦ, как Церкви "неправославной" и "состоящей в разделении" (в грубом варианте "еретической" и "раскольничьей", да еще и не Церкви, а "организации"). Спрашивают, мол - "почему не хотите  вернуться из раскола и ереси в наше Вселенское Православие?". Хорошо, если такие вопросы ставятся людьми просто несведущими, т.с., в искреннем желании нам лучшего. Но чаще эти претензии принимают откровенно неприглядный вид. Ведь есть в РПЦ (как и в любой другой поместной Церкви) духовные маргиналы, обычно с острой националистической озлобленностью, которые из любой межконфессиональной проблемы создают себе повод для глумления над другими. В данном конкретном случае, создается ощущение, что вот они такие все из себя "истинные православные", которым "антихристы-армяне" просто мешают жить.

Но, здесь мне не хотелось бы касаться маргиналов и их желчных изливаний, ибо они есть везде и их наличие не зависит от повода. Хочу коснуться самой той проблемы, что вносит недоразумения между нормальными верующими двух Церквей. Почему все верующие ААЦ (местных национал-заторможенных тоже не считаем!) по-доброму и без претензий относятся к русским верующим, в то время как среди русских есть не малое число тех, кто относится к армянам как к неким недохристианам? Это естественное отношение православных к не православным, да еще и раскольникам? Если это так, то конечно. Но действительно ли это так? Почему многие русские верующие считают армян "неправославными раскольниками"? Что это - печальное недоразумение или еще более печальная реальность? Одни считают, что недоразумение, другие уверенны, что реальность. Последние же, прямо могут заявить, что этому их учит Церковь.

И положа руку на сердце, можно признать, что в РПЦ действительно есть мнение о том, что армяне "отпали от Православия". Но, так же очевидно, что это отнюдь не общепризнанное единое мнение всей Церкви, но мнение определенной части верующих и иерархии. Тогда можно задаться вопросом - отчего же такое разделение во мнениях? Тут ведь или одни слишком снисходительны к "отпавшим", или другие сгущают краски и наводят тень на плетень. В конце концов, ведь не на пустом же месте возникла проблема? Нет дыма без огня... Ведь есть расхождения в догматах, а это уже само по себе не шутка... А есть и исторические свидетельства  о разделении между двумя Церквями (или как говорят некоторые - "откол от Вселенской Церкви армянской общины"). А как известно, раскол хуже всякой ереси, и если армяне раскольники, то какие с ними могут быть еще разговоры?

Понятно, что мы, верующие и служители ААЦ отвергаем подобные против нас обвинения и претензии. Мы не считаем себя ни еретиками, ни раскольниками, а как раз наоборот - неотделимой частью Вселенской Церкви и хранителями наиболее чистого и древнего христианского учения. И также понятно, что наши оппоненты с такой же уверенностью отвергают наше мнение и настаивают на том, что мы так думая о себе, заблуждаемся. Все это понятно! Вопрос только в том, что делать с теми конкретными историческими и богословскими претензиями против нас? Ведь они есть и их много! И просто взять и отвернуться от них не удастся. Их нужно рассматривать и делать какие-то выводы. И если обвинения против нас действительно не беспочвенны, то нужно нам признать собственную несостоятельность. Но что делать, если эти обвинения не справедливы?

Вот уже полтора тысячелетия, как "пробежала кошка" между теми христианскими традициями, которые представляют ААЦ и РПЦ. Правда, тогда еще не было РПЦ, но была Церковь Византии, от которой только спустя пол тысячелетия после Халкидона русские приняли веру. Но с тех самых пор, как русские приняли от греков веру в Единого Господа, они приняли от них и все те греческие антиармянские претензии, что сегодня все еще стоят между нами в виде корявых "противотанковых ежей". Все в РПЦ понимают, что эти "ежи" есть, но вот далеко не все считают их серьезным препятствием для восстановления единства христианских народов. И разделение во мнениях среди верующих РПЦ проходит отнюдь не по признаку веры в истинность Православия, а по признаку образованности и честности конкретного человека.

Мы же, верующие и служители Святой Армянской Церкви, считаем, что все те претензии византийцев, что достались русским как вынужденный довесок к Православию, являются ни чем иным, как псевдоисторическими и псевдобогословскими мифами. Эти мифы призваны были в свое время возвысить веру греков в их собственных глазах за счет очернения веры армян и других восточных христианских народов, а также оправдать их великодержавные "ромейские" амбиции и имперскую агрессию против всех, кому "посчастливилось" жить рядом с греками, независимо от того были ли они в составе "Вселенской" империи, или же оставались ею непокоренными. Нам совершенно очевидно, что путая кесарево и Божие, византийцы на самом деле веровали, что их имперская Церковь и есть вся Вселенская Церковь, поскольку их царство и есть вся "христианская Ойкумена". Отсюда и не только монополизация самого имени православных, но и монополизация Церкви Божьей, а как итог и Самого Бога.

А потому для византийцев было совершенно естественным веровать в то, что греческая вера и есть само Православие, даже если она у них менялась в день по пять раз. Они серьезно полагали, что любая принятая ими новая доктрина не есть отход от древнего учения, но исключительно его "развитие" и "уточнение". А всем остальным оставалось только соглашаться с греческим мнением или "отпадать от Церкви". Такова реальность нашего бытия.... Только за то, что мы отказывались принимать новые "изыски" учения греков и их претензии на "владычество во Вселенной", мы становились для них "еретиками" и "отпавшими". Но ведь это еще не вся проблема! Ну, считают они себе что-то и пусть считают... Но ведь ко всякому мнению нужно давать пояснение. А если некое мнение не подтверждается реальностью? Тогда нужно придумать миф!

Вот об этих греко-православных мифах об ААЦ, что достались русским верующим от их духовных предшественников как "претензии православных к еретикам и раскольникам", я собираюсь написать несколько заметок здесь в ЖЖ. А читатель сможет оценить - насколько эти претензии обоснованы и серьезны. Естественно, что я не расчитываю на то, что всякого рода ключники, национал-фашиствующие элементы, типа черносотенцев и прочие фанатики, лишь прикрывающиеся именем православных, что-то вынесут из этого для себя полезное. Это делается только для тех, кто ищет прежде Христа и знает о существующих у нас проблемах и хочет понять их причину. Я в последующих статьях непременно поочередно коснусь и исторических и богословских мифов, но начну именно с исторических, т.к. богословие все же религиозная дисциплина, а потому по определению субъективна и каждый решает для себя сам, что есть правда, а что нет. А вот история вполне себе объективная реальность, которую можно попытаться "подправить", но нельзя изменить.

Список статей по изложению мифов об ААЦ, согласно статьи Марии Сенчуковой mashenka_sench на http://www.pravmir.ru/xristianstvo-v-armenii/ -




2. Миф об изначальной зависимости ААЦ от Кесарийской кафедры

3. Пять мифов про Халкидон

4. Мифы о "православных армянах"

5. Миф о Каринском соборе и "возврате в Православие"
6. Миф о Ширакаванском соборе и очередном "возврате в Православие"
7. Миф о "преобладании Православия среди армян в XI веке"
8. Миф о "Монофизитстве"

9. "Последняя попытка"

Мифы_об_ААЦ

Previous post Next post
Up