О возможности счастья

Nov 12, 2012 01:52

- отвечая на вызовы смердевяковья

"И будет тебе щазззтье" (инфо.повод):
Оригинал взят у sleeping_andy в Зачем быть Минималистом?


Взято из сообщества:ru_minimalist
С самого рождения человек постоянно сталкивается с “острыми углами” действительности, познавая на собственном опыте, что жизнь - сложная штука. Многие пытаются преодолеть эту видимую враждебность Мира приобретая собственность, копя деньги, восходя по карьерной лестнице. Вещи, словно наркотики, на время отвлекают человека от неприятного чувства незащищенности. Но, чем больше появляется возможностей, денег, власти, тем, парадоксальным образом, беспокойнее становится существование человека. Большие деньги, как правило, означают большие риски, большая власть - большую ответственность, обилие имущества - постоянный страх его потерять.
Многие талантливые, рассудительные люди попадаются в эту ловушку. Они пытаются достичь свободы, приобретая солидное положение в обществе, сколачивая крупный капитал, создавая максимально комфортные условия существования, а, в результате, оказывались в плену у своих денег, статуса и собственности.
Таким образом, гнетущая тревога существования, живущая в сердце каждого человека с самого его появления на свет, не побеждается вещами, которыми владеет человек, общественным положением, которое он занимает, властью, которой пользуется. В лихорадочной гонке за жизненными благами человек только растрачивает время, которое он мог бы посвятить себе. Не своим амбициям и пристрастиям, а себе самому. Ведь, стоит признать, что себя самих мы совсем не знаем, как не знаем мы и того, что нас окружает.
Часто ли мы остаемся с собой один на один? Часто ли пытаемся разобраться в своих чувствах, в своем отношении к тем или иным вещам, людям? Часто ли интересуемся тем, что волнует наших друзей и родных? Часто ли наблюдаем за мерным течением времени, воплощенном в смене времен года?
Обычно нам некогда. Мы все время куда-то торопимся. Всегда у нас куча планов, сиюминутных желаний, мелких дел. Нас то и дело отвлекают, заставляют вникать в свои проблемы, отвлекая от наших. Мы слепы к тому, что происходит вокруг нас. Мы живем как будто во сне, ведомые чьей-то неведомой волей, живем по-инерции, слепо, бездумно.
А ведь этот бесконечный бег совершенно не нужен человеку, чтобы почувствовать себя счастливым. Вспомните, когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми? Обычно, в такие моменты Мир вокруг вас как будто застывает. Все вещи, даже самые незначительные, наполняются смыслом, начинают играть новыми красками. Счастье всегда ощущается как беззаботность, безмятежность, ощущение бесконечности момента и величайшей осмысленности происходящего. Можно ли купить эти моменты за деньги? Обеспечить властью? Обрести во владении вещами? Конечно, нет.
Для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно совсем немного. Лишние события, вещи, действия, слова, мысли - только отвлекают человека от счастья. А значит, от них нужно избавляться. Удивительно, но человек, который сознательно отказывается от загромождающих его жизнь вещей, в результате оказывается в большем выигрыше, чем человек, тратящий все свои силы и время на их приобретение.
Минималист - это тот, кто занимается расчисткой своей жизни от ненужного хлама. Этот тот, кто избавляется от всякого балласта, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, начать ощущать ее вкус, научиться переживать каждый момент в его искрящейся новизне. Минималист - это человек, желающий изгнать из своей жизни скуку. С этой целью он очищает свое жизненное пространство от бессмысленных нагромождений, и концентрируется на самом главном. Так он обретает неисчерпаемый источник радости, который делает его жизнь по-настоящему ценной.
Минималист - это не религиозный фанатик, не защитник какой-то экзотической доктрины. Это просто человек, решивший упростить свою жизнь и сделать ее по-настоящему удобной. Поэтому все принципы, которыми он руководствуется, исходят из здравого смысла и не играют роль каких-нибудь незыблемых догматов.
Таким образом, минималистом может стать каждый желающий. Для этого не нужно придерживаться какого-то определенного мировоззрения, верить во что-то конкретное и принадлежать какой-то определенной культурной традиции. Для этого нужно только желание избавить свою жизнь от хлама. А что считать хламом - решать вам.==Минималист - это тот, кто занимается расчисткой своей жизни от ненужного хлама. ... А что считать хламом - решать вам.==
КОНГЕНИАЛЬНО! Вот, как раз о том, как некто давеча, в крайне =минималистическом= ключе, решив, что "у общества только одна цель - сохранить, приумножить и ублажить себя здесь и сейчас, - все наши действия направляются обществом только на ее достижение", и в связи с этим сделав вывод, что "вы - генетический мусор, которого здесь быть не должно, мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, мусор, который должен быть уничтожен" (там же по ссылке), - ну и вот, таким образом, минималистично эдак решив, "ЧТО считать хламом", взял да и начал "избавляться от хлама" (см. там же).

И ведь =это не религиозный фанатик, не защитник какой-то экзотической доктрины=, ни-ни! Просто человек, "всю свою жизнь смотревший на мир интеллигентно-аналитически со стороны", измученный наблюдаемой им вокруг "бессмысленной потребительской гонкой за вещами, противоречащей мерному течению времени по законам природы" (ср. там же)...
И вот, =Мир вокруг вас как будто застывает=... нечто подобное и имеет в данном случае место, однако, вещи при этом НЕ =наполняются смыслом=. Напротив, происходит превращение мира, присутствующих в нём вещей и людей в бессмысленное, мертвенное и ненавидимое нечто.

И дело в том, что вот эти вот "минимализации" - это всё такие, вроде бы, позитив-благонамеренности и креатив-благообразности, да, вот такие вот науко- и философо- образненькие игрушечки, а на деле это НИГИЛИЗМ! Причем, не какой-то там "правовой" нигилизм или нигилизм "авангардистского" толка, а МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, и в конце концов, МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ нигилизм!
И именно отсюда, и только отсюда, из такого контекста, по-настоящему обретает свою одновременно злободневную и метафизически предельную значимость вопрос: =Часто ли пытаемся разобраться в своих чувствах, в своем отношении к тем или иным вещам, людям?=. И уже в этой связи возможно сколько-нибудь серьезное осмысление вопроса: =когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми?=.

И тогда, что касается не столько дефиниций того, что такое счастье, или "рецептов" его ощущения, сколько именно условий возможности его понимания в конкретной жизненной практике.
Прежде всего, то, что =Счастье всегда ощущается как беззаботность, безмятежность=, такая "позиция" есть уже обречение себя на несчастье. Дело же в совершенно ином.

Дело в том, что чувства, и прежде всего, такие как «ненависть и любовь свойственны только человеку, поскольку они представляют собой интенциональные побуждения. Человек любит и ненавидит по каким-то соображениям, а не просто под влиянием неких психологических или биологических факторов».
Есть чувства, есть их побуждающая сила, есть их основанность в интенциональной направленности, которая, в конце концов, зависит от ПРИСУТСТВИЯ ДУХОВНОГО НАЧАЛА в отношениях человека к вещам и людям, миру и своему (вместе с вещами и другими людьми) месту в мире. Исчезает это начало, все эти отношения становятся исключительно следствием влияния внешних или внутренних факторов.

И тогда, стало быть, да, есть и =гнетущая тревога существования, живущая в сердце каждого человека с самого его появления на свет=. «Но как ни сладок мир подлунный - лежит тревога на челе...»! Однако, чтобы тревога не выродилась в ужасающееся перед бездонным Ничто, неподвластное воле и терзающее агрессивными импульсами исступление, она должна быть осознана в СВОЁМ ТОМ, ПО ПОВОДУ ЧЕГО ОНА ИСХОДНО ЕСТЬ. Т.е. осознана как ТРЕВОГА ЗА СМЫСЛ, возможность его подлинного обнаружения. Каковая возможность ИСХОДНО ОБРЕТАЕТСЯ В МИРЕ.
Значит, опять, вот, то, о чем неустанно твердим (ср.: О реальной значимости и ценностной действенности слова): Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, лишь в той мере, в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере, в какой мы выполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем также самих себя.
Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен. Если я хочу стать самим собой, я должен выполнять личные и конкретные задачи и требования. Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.
Другими словами: существование, которое имеет целью не логос, а самое себя, не попадает в цель. Но так же не попадает оно в цель, если, имея своей целью логос, оно не трансцендирует самое себя. Одним словом, интенциональность относится к сущности человеческого бытия, а трансцендентальность - к сущности смысла и ценностей.
Самоосуществление, реализацию возможностей нельзя представлять себе как самоцель, и только человеку, утратившему действительный смысл своей жизни, осуществление себя видится не эффектом, а целью. Обращение же человека на самого себя, его рефлексия, является не только лишенной перспективы, но и просто неадекватной формой интенции. Лишь бумеранг, не попавший в цель, возвращается туда, откуда он был брошен, поскольку его изначальное предназначение - поразить добычу, а отнюдь не вернуться в руки бросившего его охотника.

В. Франкл. Духовность, свобода и ответственность

Так что, дело не в "минимализме vs. максимализме", как и не в "существовании ради себя vs. ради идеи". Но дело в том, чтобы смысл, его поиск и реализация БЫЛИ ОСНОВАНИЕМ твоих отношений к миру и другим. И чтобы всякий раз твои поступки, совершаемые в соответствии с этими отношениями, так же обосновывались этим смыслом. А тогда, при том, что «смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку», решение, тем не менее, будет определяться НЕ минимумом или максимумом твоих притязаний, намерений, желаний, ожиданий, НО тем их ОПТИМУМОМ, который востребован конкретной ситуацией поступка.
Поступок, здесь, подразумевается в самом широком смысле: и нравственный поступок, и деятельностный, творческий и любой созидательный акт, а значит, и мысль, и чувство, и молитвенное обращение, и коммуникативное действие... в том числе, и действие в виртуальной коммуникации.

Смысл Жизни, Сущность человека, Самообман, Смыслократия, Жертвенность, Воля к Смыслу, Любовь, Франкл, Метафизические смыслы, Двусмысленность, Нигилизм, Экзистенциальный ужас, концептуальная оптика, Ничто, Ценности

Previous post Next post
Up