Космическая мать 10

Apr 23, 2017 14:14

Моника Сьё и Барбара Мор ВЕЛИКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ МАТЬ. НОВОЕ ОТКРЫТИЕ РЕЛИГИИ ЗЕМЛИ
Часть 3. ЖЕНСКАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ НЕОЛИТА
Глава 1. ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ
Глава 2. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: БОГИНЯ В ОБЛИКЕ ПТИЦЫ И ЗМЕИ
Глава 1
ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ
      К 7 тысячелетию до нашей эры, сельское хозяйство было развито в Иордании, Иране и Анатолии (современная Турция) . Жители были матриархальными и поклонялись Богине; они пришли в Анатолию и на Ближний Восток через Фракию (Балканы). (…)
      Самый известный из городов Анатолии был Чатал-Хююк, открытый Джеймсом Меллаартом в 1960-х годах. Этот городской комплекс, церемониальный центр религии Богини, процветал между 6500 и 5650 гг. до н.э. Чатал-Хююк был очень большим для своего времени, от 30 до 35 акров. Двенадцать последовательных слоёв были раскопаны, и никаких признаков войны или оружия не было найдено! Также нет никаких признаков убоя животных в городе, хотя есть фрески, изображающие древний ритуал охоты. Народ был мирными земледельцами, преимущественно вегетарианцами. Чатал-Хююк был расположен недалеко от торговых маршрутов обсидиана, был крупным торговым центром зерна и, вероятно, религиозной утвари. Квалификация женщин, как садовниц и агрономов, отражена в найденных изображениях и артефактах: сохранились многочисленные жернова, ступки, ручные мельницы, измельчители, ящики для хранения, лезвия серпов, что показывает растущее изобилие пищи. А захоронения, содержащие предметы роскоши, указывают на переизбыток товаров и, следовательно, торговли - есть много обсидиановых объектов и ракушек каури (символов Богини) из прибрежных районов. (1)
I. James Mellaart, Earliest Civilizations of the Near East (London: Thames and Hudson, 1965); также см. Çatal Hüyük: (London: Thames and Hudson, 1967). Или: William Irwin Thompson, The Time Falling Bodies Take to Light: Mythology, Sexuality and the Origins of Culture (New York: St. Martin's Press, 1981), 138-48.
       В Чатал-Хююке - захоронения женщин и детей окружены особым почётом (…) Женщины и дети похоронены в центральной могиле прямо под спальной платформой внутри дома, со следами ритуального уважения и любви, оберегами и изображениями, обсидиановыми зеркалами и игрушками; мужчин хоронили в мелких угловых помещениях, не с детьми, но с охотничьим оружием. (2)
2. Thompson, Falling Bodies, 138-48.
Весь город, очевидно, был посвящён религии Великой Матери и религиозному искусству. По крайней мере, сорок святилищ было найдено в Чатал-Хююке, все - посвящены Богине. Фрески на храмовых стенах показывают женщин-шаманок как грифов или коршунов; женские груди включены в рельеф на стенах храма, увенчанный рогами коровы, и окруженный отпечатками человеческих рук (тот же тип отпечатков рук находят на территории пещер Палеолита). Здесь Великая Богиня изображена в настенной росписи и статуях, в её тройном аспекте: как молодая женщина, как рожающая мать и как пожилая женщина (старуха в сопровождении стервятников). Это - три фазы Луны: растущая, полная, убывающая.
      Чатал-Хююк был построен над священным колодцем, и место постройки было согласовано с природными и космическими законами: с силовыми линиями и центрами земной энергии, с положением звёзд. Вести строительство на каком-либо месте значило поделиться жизнью с этим местом; это было органическое и духовное расположение. Сельское хозяйство росло вокруг святилищ Великой Матери, которые были социальными и торговыми центрами, а также святыми местами. Жрицы богини также были администраторами, писарями и торговцами (…) (3)
3. Много информации о Чатал-Хююке, его Богине и женщинах можно найти у Мерлин Стоун «Когда Бог Был Женщиной»: Merlin Stone, When God Was a Woman (New York: Harcourt Bract: Jovanovich, 1978), 16-17, 24, 44, 96, 100, 154.
      Эрих Фромм в «Анатомии Человеческой Деструктивности» размышляет о значении этой культуры, - над фактом, что среди сотни скелетов на протяжении, по крайней мере, восьмисот лет непрерывной культуры, не обнаружены признаки насильственной смерти; над фактом, что женщин было больше, чем мужчин и похоронены они с большей честью; над фактом, что в религии Чатал Хююка служительницами были жрицы. Подчёркивая, обновляя и защищая полномочия Великой Матери, он пишет:
       «Данные, которые говорят в пользу представления о том, что Неолитическое общество было относительно эгалитарным, без иерархий, эксплуатации или проявленной агрессии, являются предположительными. Однако тот факт, что эти Неолитические поселения в Анатолии имели матриархальную (или «матрицентрическую») структуру, добавляет гораздо больше доказательств гипотезы о том, что Неолитическое общество, по крайней мере, в Анатолии, было по сути своей неагрессивным и мирным. Причина этого кроется в духе утверждения жизни и в отсутствии деструктивности, которую Бахофен считал неотъемлемой чертой всех матриархальных обществ. (4)
4. Erich Fromm, The Anatomy of Human Destructiveness (New York: Fawcett Crest, 1973), 183-84.
(Страницы 88-90 оригинала)

Глава 2
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: БОГИНЯ В ОБЛИКЕ ПТИЦЫ И ЗМЕИ
      Религия Богини была принесена на Ближний Восток потомками Европейского Древнего Каменного Века. Они вошли в Анатолию через Босфор и Дарданеллы, неся с собой опыт бесчисленных поколений культурного, социального и духовного развития, ориентированного на почитание Великой Матери. Балканский регион Юго-Восточной Европы, известный в древнем мире, как Фракия, был одной из площадок для этого развития.
      Ранее предполагалось, что сельское хозяйство и Неолитическая культура возникли на Ближнем Востоке и распространились оттуда в Европу в четвертом тысячелетии до нашей эры. Но теперь выяснилось, что движение могло быть в другом направлении: независимая Неолитическая культура могла существовать в Юго-Восточной Европе в пределах 7000-3500 годов до нашей эры. Это были матрифокальные культуры, похожие на те, что развивались в Анатолии, на Ближнем Востоке, в Египетских регионах, но не вытекают из них(…)
      На юго-востоке европейцы жили в небольших посёлках с мощёными улицами; они занимались фермерством, выращивали домашних животных, развивали гончарный промысел и использовали сложные методы резьбы по кости и по камню. Жившие у пяти морей - Адриатического, Ионического, Эгейского, Мраморного и Чёрного, эти люди торговали, выезжая на большие расстояния по морям и внутренним водным путям, транспортировали многие товары, в том числе, местный обсидиан, алебастр, мрамор. Они, должно быть, торговали обсидианом с Чатал-Хююком еще в 7000 годах до н. э.
      Культура Винча (Vinča), недалеко от современного Белграда в Югославии, процветала около 5300-4000 годов до нашей эры. Эти люди строили большие поселения, двух - и трёхкомнатные дома. Две тысячи статуэток Богини были найдены при раскопках. И первые попытки линейной письменности появились там, не позднее середины шестого тысячелетия до н. э., обнаруженные на веретёнах, статуэтках и сосудах - всё, связанное с женщинами и Богиней.
      Богиня в облике Птицы и Змеи безраздельно властвовала. Как отмечает археолог Мария Гимбутас, она была «сочетанием змеи и водной птицы с длинной фаллической шеей» и произошла от Мадленской Богини Европейского Древнего Каменного Века, и она являлась "женским принципом". (2)
2. Marija Gimbutas The Goddesses and Gods of Old Europe-6500-3500 B.C. (Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1982)., 144.
        В домах Винча находились священные углы с выпуклыми жертвенниками, алтари в форме Богини-Птицы с воздетыми руками. Она носила деревянную маску с птичьим клювом - вместилище невидимых сил. Хотя некоторые из её мистерий проводились в естественных пещерах, были найдены миниатюрные копии храмов, показывающие, что удивительные здания были также сделаны в форме Богини Птицы.
      Только вокруг Эгейского моря ранняя Матриархальная культура Европейского Неолита сумела выжить не разрушенная вплоть до конца третьего тысячелетия до нашей эры, а на Крите, в виде Минойской культуры, - до середины второго тысячелетия до нашей эры.
       Но Фракия оставалась крупным центром «излучения» древних знаний вплоть до Пифагорейских времён. В книге «Первый пол», Элизабет Гоулд Дэвис отмечает, что греки эпохи классицизма нашли доказательства древних технологий, далеко превосходящих их собственные. Как писал Геродот: «Фракийцы проживают среди высоких гор, покрытых лесами, со снежными шапками ... . Их оракул находится на высшей вершине горы, и их пророк - это женщина». (3)
3. Herodotus, The Histories, book VII, translated by George Rawlinson (New York: Tudor, 1944), 389.
По словам Апулея, Фракия была местом зарождения ведовства - женской мудрости. Это был также дом Девяти Муз, Геродот называл Фракию "горой богинь", легендарным домом магической поэзии, диких и таинственных Менад. И это также являлось родиной одного из первоначальных племён Амазонок, женщин-воинов, которые позже воевали в Греции против патриархальных армий.
      Во Фракии Богиня почиталась как луна (Диана, Селена), а девять Муз (живших на Горе Богинь) были её девятью магическими аспектами. Менады были пророчицами, жрицами-шаманками, хранительницами изначальной мудрости, и легендарными учительницами более поздних Кельтских Друидов, кто поклонялся Керидвен, Горной Богине Вдохновения. (…) Фракийские Менады обучали бессмертию души и теории реинкарнации, оказавшей влияние на Пифагора в V веке до н. э. (5)
5. Elizabeth Gould Davis, The First Sex (Baltimore: Penguin Books, 1972), 49-55.
(Страницы 91-95 оригинала)
Источник:
The Great Cosmic MOTHER. Rediscovering the Religion of the Earth . MONICA SJOO and BARBARA MOR // HarperSanFrancisco . - A Division of Harper Collins Publishers. Copyright ©1987, 1991 by Monica Sjoo and Barbara Mor. Printed in the United States of America.
Перевод Ольги Лучининой, Copyright ©2017

женская личная сила, самореализация женщины

Previous post Next post
Up