Бирманская этнография на каждом углу

Dec 09, 2023 14:18


Ранее было Трудности бирманского автостопа. Как автостоп выматывает



31 марта. Что ж… Грустно отказываться от целей. Но всё же - нет мне покоя!

Утром сначала по дорогам проехали телеги, запряженные быками - ещё на ранней заре. Потом налетели бараны и стали таскать пакеты из мешка с продуктами - это уже разбудило. Пока грел воду для кофе, нарисовались трое подростков. Тут же появился хранитель очага, носитель выброшенных вещей, поддерживатель рюкзака... Хорошо, что я в туалет успел прежде, чем они появились.





Выхожу к дороге. Стоит мужик, тату сколопендр на руках. Спросил - а зачем? Оберег, чтобы не кусали. А почему две, интересно? А почему на ногах не сделал? Куда ни глянь. всё здесь интересно. А есть такие страны, где неинтересно совсем! Малайзия например, орангутаны интересны в зоопарке. И всё. Парадокс!



Смотрю, опять едет телега. Надо сказать, что в Бирме почти повсеместно вдоль трасс, по которым шумят перегрузы, тянутся, а иногда и с обоих сторон, следы от гружёных повозок - в хозяйствах повсеместно традиционно используются телега и запряженные в неё быки. если есть желание, поавтостопить можно и на них!





Выбрался на трассу - что ж, буду продвигаться обратно к границе с Таиландом. Остановился наливник. Подвезла милая молодая парочка: Тунай и Попо. «Т» с резким окончанием, да и Попо я не научился произносить - но, думаю, в мире есть имена и посложнее. С Magwe они меня увезли аж в Pyay (Пьи). Тунай всю дорогу жевал бетель и разбрасывал - пускал деньги на ветер, а Попо только и успевала, что подкалывать чеки. И все то у них с улыбками и каким-то тихим весельем в душах. Неожиданно нашли мне переводчика: «У тебя навеное нет денег, мы купим тебе билет на бас». Отказался. В кафе попытался заплатить за себя. Подарил ей арома масло из Тая, ему рукавички. Славная парочка! Всё у них весело. Приехали на заправку, все грустные стояли, а тут вдруг заулыбались. Что-то сломалось - Тунай с улыбкой полез отворачивать, и железяка ответила веселым звоном. Даже поломки с ужимками.



В Pyay (Пьи) был только к 3, хоть выехал в 9. Это не прямая дорога на Янгон - но я теперь не спешу. Попрощался с парочкой, пошел под кран остудиться - и какой-то бирманец угостил меня пивом! Что-то в третий раз уже за 2 дня. Было приятно с ним распить графинчик. Бирманец спросил: «Ещё?». Нет, отвечаю, и это тоже его обрадовало - что я не подсел на халяву. Вдвойне приятное удовольствие получил.

Придорожные бирманские картины-зарисовки опять пленили моё сердце. Вот, везут связками будущий забор на грузовике. Или - проходил мимо мануфактуры по плетению человеческих волос... Семейные артели-подряды... Живая этнография рубеда 18 - нач 20 веков.



Вот убери мотоциклы из кадра, и получится 19 век

С города выбирался с час, мало кто подвозил. Сначала остановился джип - водитель провез 200 м и начал вскрывать мозги. Он повернул к англоговорящему другу, и тот начал по известному сценарию: «Кто, куда, что, почему? Как денег нет? А где спишь? Что ешь?» Да-да, говорю - и восвояси. Так они посовещались, догнали, решив посадить меня на автобус. Тебя никто не подберет! Это опасно! «Будда, - говорю, показывая пальцем в небо, - Подберёт!». Они смеются. Умирать, наверное, им тоже будет смешно. Я говорю - не надо автобус, но раз вы такие прыткие, немного денег можете дать. Так нет же! Не дали! Так кого вы в автобус меня хотите запиндюрить?? Опять начались эти ежедневные словесные перепалки... Так и уехали они со своими деньгами. Всё, отныне никаких длительных объяснений!







Связки будущего забора на грузовике



Карта

Следом остановился монах:

-Я еду недалеко. Подвезти не могу.

Да хоть сколько-то в сторону Янгона!

-Нет, я не еду в Янгон.

Ну не в Янгон, до перекрестка!

-Нет и нет, так и уперся, и говорит водителю - поехали! Зачем останавливался тогда?

Следом остановился мусульманин. Ничего не сказал - только кивком головы дал понимать: садись! Сегодня буддизм что-то разочаровывает, доверюсь Аллаху.



Мануфактура по плетению волос



Затем были трактористы - эти тоже ничего не сказали. Потом дальнобои - шли Янгон и решили взять меня на всю ночь, расположив в спальном месте. Я вроде бы заснул, да что-то плохо, трясет. Душно, ну и проснувшись в 22, решил сойти с машины, чему дальнобои были несказанно удивлены. Ну душно мне, что удивляетесь? Отправился спать в поля близ Letpaddan.

Со вчерашнего дня на таблетках - вроде болезненность, ибо болезнью это состояние назвать нельзя.





Окошко с кувшинами - придорожная вода попить для всех желающих

1 апреля. Начался с известного уже по опыту маршрутного такси, то есть езды на крыше, но без педиков. Часа 2 ехали в следующий город (надо сказать, от Magwe до Янгона добираться автобусом 15 часов), прибыли к 11. Зашел в кафешку «рис+мясо+салатик+овощи=500», так тетушки, оценив мои едовые способности, еще риса подставили, а потом и салатик дополнительно. тут какой-то мужик рядом: «Рис 100!». Я конечно же возмутился до глубины души и высказал своё главное «Ноу!». И тут же угостил мужика и теток печеньем, да и 100 все же отдал: тетки поставили мне рис не с тем расчетом, чтобы я платил, а потому что поняли, какой я голодный. Салатик умалил: мелко нарезанные капуста и лук с уксусом. Правда, почему вот в московском метро такое по 20 рублей не продавать? Еще мне нравится, как в ЮВА варят мясо: в соевом соусе с сахаром. Веточки апельсинового или лимонного дерева пришлись по вкусу - оказывается, а они с рисом ещё как идут! Эхх, как же я по всему этому буду скучать! Ещё до границы не добрался, а уже чуть ли не плачу.



Опорный пожарный пункт!



Следующая, кондиционированная машина, шла в Янгон. Водитель презентовал 25$! Высадил он меня в Taukkyan - перед самым Янгоном. Проходил мимо рынка, заглянул и нашел жестянщиков - настоящих!



Потом была дорога в Баго - тот самый городок, который я не мог выговорить, только въехав в Мьянму, тогда у меня еще не было карты автодорог. Пагода с Буддой в Баго не заинтересовала совсем.

По пути к центру сначала прошел через локал кварталы, - пожалуй, самые трешовые из увиденных, где висел пожарный щит в виде полиэтиленовых мешков с водой и песком, - а потом уже через отель, в который меня зазвал менеджер - явно процентщик. Три раза его спросил: «Интернет есть, хороший?» Ответил: «Да!» Ну, поднимаюсь на второй этаж, распаковываюсь… инета нет. Уж и досталось ему от меня! Он даже за фомку схватился: «Ай эм Мьянмар!» - кричит. Я ему: «Да индус ты, сразу видно!» Ну, думаю, отлично, хватит с него - руки дрожат, шок-контент получил.



Рыночные кошмары



Из города неожиданно выбрался не прямой дорогой, потому что драйвер отправлял меня на бас стейшн, и я противился, а оказалось, видимо, он просто хотел вывезти меня на другую дорогу. Ехал параллельной - и не пожалел: это была вторая грунтовая дорога после «Я-У - Клив», но все же очень интересная. Пойму населяют люди, занимающиеся по большей части земледелием, и выглядит это так.



Семейные подряды...



На ровной площади рассредоточены лесистые островки. Эти островки - хутора. Расположенные в 100-300 м другот друга плотной сетью на большой площади.



Мушкетеры пойменного земледелия

Сначала человек роет котлован под пруд, потом на получившемся холме ставит дом и заводит хозяйство, а вокруг водоема садит сад. Здесь своя микро-культура. Впервые увидел не дома, а веранды: прямоугольные помещения, где не окна, а откидные вверх широкие ставни.







Хоть это и была локальная дорога 20 км, но проехал быстро и с интересом. Потом также быстро доехал до Kyaikto. Здесь затусил в кафе - всем по 1500, а меня накормили за 500. И колу скинули как местному! Я отужинал, набрался рома слегка… да, зачастил. Ну а что делать, если любви нет! Тяжковато одному, даже в Дороге.







На ночлег отправился было в леса, да тут смотрю - лесистый храм, решил попытать счастья. Подоршел к воротам, замка нет, стал отодвигать засов - тот заскрипел, пока закрывал - появился монах с фонарем, собаки завыли, тут уж я решил не прятаться, а прямо настречу как мотылёк и сказал, что ищу ночлег. Монах по напором неожиданности конечно сказал «да» и меня пригласили в помещение. Главный (всего 4 монастыре) оказался англо-говорящим, и это, ну и также мое желание общаться спасли - о полиции даже не подумали. Но тут приперся самый умный (и прилично выглядящий) монах с метлой и что-то начал говорить про полицию. Однако главный сказал типа: «На хуй полицию!» И на том всё окончательно решилось. В отличии от тайских монахов, эти оказались болтливы, кормили плохо, а утром попросили доллар на донейшен - я не отказал, конечно. Монахи спрашивали, как я путешествую и всё хихикали - один говорил другому что-то типа, я понимал по интонации: «Вот видишь, а ты говоришь, что ты - путешественник! Вот как надо!». Монастырь в запустении, лес колом стоит, но и положительное отношение к бродягам сохраняется... Все они нищие, бедные люди конечно. В такой богатой природными ресурсами стране - традиции спасают. Жалко их.



Продолжение Чудеса бирманского автопрома

ДОНАТ: 2202-2036-3111-5492 - сбер, или +79160923162

Юго-Восточная Азия, бирманцы, автостоп в Бирме, жизнь в дороге, Бирма, Мьянма

Previous post Next post
Up