Народность Акха: ценности акефального общества

Apr 12, 2021 15:29


Продолжаю свой этнографический монолог о народности акха, проживающей на севере Лаоса. В отличие от подобных ему акефальных обществ, например - хаджа в Танзании, акха ведёт традиционный образ жизни по старинке, без какой-либо иерархической структуры и даже конфессии, органично вплетаясь в современность. Начало здесь.



Опий. Это не Фотошоп





Кухня

Заглядываю в сельский дом. Что это за птеродактиль над очагом коптится?

-Мяу? - показываю. Нет, отрицательно качают головой, не мяю, что вы! Мы кошек не едим, ни-ни. Это туйнен.



Что, думаю, за зверь такой? Принесли шкуру этого туйнена. Боже, смотрю, это ж краснокнижный лесной кот! Сохранились еденичные экземпляры. Шкуру бедного зверя лаосцы - таксидермисты плотно напузанили банановыми листьями. Чтобы поймать такого кота, надо постараться, это очень скрытное животное.

Традиционная пища деревенских жителей в Лаосе это, конечно же, рис, который используется не только в качестве хлеба, гарнира, а в принципе в виде основной еды. В ЮВА рис, это основной пищевой продукт. У нас спрашивают детей: «Ты ел?» А в ЮВА обязательно добавляют: «Ты ел рис?». То есть, слово «рис» является частью самого этого вопроса, словосочетания. Культуры, как говорят в России, общепита.



Население горных деревень северного Лаоса плотное, 200 - 600 человек, деревни могут быть через каждые 2-3 километра. И все, от мала до велика употребляют в пищу рис как основное блюдо, на завтрак, обед, ужин, даже на перекус.

Весной можно увидеть мужчин с деревянными копьями в руках, разгуливающих по горным, освобождённым под посадки, склонам. Можно подумать, собрались на охоту. Нет! С помощью копий методично бороздят склон. Следом идущие женщины и дети бросают рисовые зерна щепотками в образовавшиеся лунки. Так вся лаосская семья выходит весной на посадку риса. Так вырастает лаосский хлеб - рис.









А вот и обед! Что на этот раз? Макароны? Гречка? Борщец? Блинчики? Нет, опять рис, всегда только он. Сорвал стручочки острого перца, подпалил их на углях, покрошил в рис - блюдо готово! Ну а уж если корней из леса принесёшь, листьев съедобных отваришь, моллюсков из лужицы - это уже пир! Есть у лаосцев чему поучиться. В пищу используется всё от беспозвоночных до млекопитающих: обезьян здесь давно съели.



Сушёные крыски в пляске святого Витта

Если вы заглянули на обед в лаосскую деревню, что же может быть подано к рису кроме кошатины, крысятины, варанятины?



Это: лесные клопы, муравьи и их личинки, печёные цикады и жуки-навозники, сверчки, кузнечики, болотная тина, разорённое царство мелких пернатых, улитки, прудовики, лягушатина.





Боже... да вырастите вы цеплят!





Горизонты лаосского общепита, в целом, необозримы. В пищу идёт всё, что не только летает или ползает, но и даже шелестит. Филина на обед? Сойку? Пожалуйста! Игуанку? Змею?





Конечно, есть у лаосцев куры, утки, свиньи и буйволы. Но это мясо - по праздникам, ибо ни животноводство, ни сельское хозяйство здесь на современном уровне развито слабо. Производственные плантации лаосцев, это участки затопляемой в период дождей поймы реки, сельско-хозяйственная техника - мотоцикл, орудия труда мотыга, мачете, плуг или даже соха. Трактор в лучшем случае один на десяток деревень.







Бамбуковые емкости для воды с затычками из бамбуковых листьев. то есть, даже пластиковые бутылки сюда массово ещё не докатились



«Кин као?» - даже с какой-то робостью приветствует хозяин. «Мее», - говорю, то есть - давай. И добавляю: «Хоуп джай», - спасибо. Простой, звучный язык: кин, као, пай, нон, нын, нам, - и это список из основных слов: кушать, рис, идти, спать, единица, вода.



Типичный быт

Достаю свой чёрный от копоти, неотличимый от скарба лаосцев котелочек, пристраиваю на углях. Чай с сахаром - что может быть лучше с дальней дороги. Женщина посуетилась с дровами и снова принялась за шитьё. Как в детстве, так и сегодня. Как сотни лет назад - так и сейчас. Поддерживает очаг. Шьёт. Носит дрова. Кормит кур, копается в огороде. Она трудолюбива и скромна. Она не будет сидеть дома и пилить мужа, что «хорошо бы»... И не будет пытаться манипулировать им. Муж знает своё дело, а её дело - шить, и всё остальное, что давно известно. Что заложено ещё тогда, на дороге, когда мама несла уткнувшегося личиком в грудь кутёнка и пела ему славные песни о любви и мире. Тогда тоже были дороги, другие, но принципы в Лаосе сохранились те же.



И вот, наблюдаю я, одно из них - это моногамия. Характерная для многих акефальных обществ, что говорит уже само за себя: традиционная форма семьи для успешного ведения хозяйства и выживания должна быть именно такова, и никакая иначе. При этом, даже скрепы не нужны. Потому что в природе они уже есть - она сама как основа существования.



Побросали и убежали. А я спрятался

И здесь, как наверное и в любом первобытном обществе, становится понятно, почему именно мужчина считается глава семьи. Потому что женщина хранительница даже не очага, а генофонда. Что у женщины главное, это детородность - что и подчёркивается в одежде, в обнажении груди. Когда говорят, что «женщина - хранительница очага», что это на самом деле значит? Что хранительница генов, а не накладных ногтей или краски для волос. Отсюда видимо и все эти многочисленные запреты для женщин:

- потому, что женщине легко ошибиться, сойти с пути, ведь самодостаточность женщин изначально способностью к деторождению высока;

- и ошибки эти непоправимы. То есть, достаточно раз хорошо застудиться, или приобрести вредные привычки, чтобы навредить своему генофонду раз и навсегда.



Поэтому так распространены обереги, или идея нечистоты, проклятия, связанные с женщинами, к примеру - у народов севера. Переступила не так через порог, воду разлила - плохая примета... Эти приметы, как и хиджаб, нужны, чтобы постоянно напоминать самой же женщине о возможности её же ошибки. Чтобы не осталась без способности родить и... без пары. Особенно касательно выживания в тяжёлых природных условиях. Вот и весь сказ, вот и всё предназначение поверий. С оценочной стороны - глупых, бессмысленных. Но с точки зрения выживания, прикладного быта - мудрых, отработанных поколениями конструкций.

А роль мужчины? Вот и приоткрывается она - быть таким оберегом для женщины.



Нам, мужчинам, в смысле хранения генофонда проще. И курить, и бухать нам относительно позволительно, ведь у нас сперматозоиды, как у женщин - яйцеклетки, не содержатся все уже изначально с рождения: природа приспособила нас именно выживать - попадать на охоте в непредсказуемые ситуации. Например, пробираться сквозь дымы лесных пожаров (курить). Или пить некачественную воду в отсутствие нормальных ручьев (бухать). Кстати, у акха я не видел, чтобы молодые женщины употребляли алкоголь. Пожилые, на празднествах - да. Но и они не наравне с мужчинами. Правда, курят частенько...



По этим же причинам - с точки зрения Эволюции, на Руси мужчина не считался хозяином, если в его семье меньше шести детей. То есть, этим отработанным правилом Эволюция (разумей - Бог) как бы говорит: иначе обществу просто не выжить. Оно и понятно, до 12 лет доживало менее 52%.



И рассуждаем далее. Мужчине проще оставаться без пары. Оставаясь таковым, мужчина продолжает быть тинейджером - продолжает искать женщину и только матереет (при условии здорового образа жизни). А женщина с возрастом увядает, в том и разница. Для Эволюции, то есть - продолжения рода, варианта может быть только два: как в случае с Русью, это большая семья в самом начале, или связь опытный-молодая для небольшого, но качественного союза. Эти формы семейных отношений будут самыми эффективными.

Парадокс, что матереет - от слова мать.



Костёр горит молча. Бывает, он начинает разговаривать, что-то вычмокивает или выдает с шипом или свистом. Тогда озираешься, особенно если в полутьме, и первая реакция: «Кто здесь?» Но сегодня огонь молчит. Он согласен со мной. И с миром. Хорошо, когда чувствуется, что ты, огонь, мир и эти незнакомые тебе люди, для которых ты столь же чудесен - единое целое, все вместе. Лаосцев, наверное, не покидает это чувство единения с природой, потому что оно не тонет в пучине цивилизации, а только растёт.



И снова на ум приходит Россия, с её настроением беспросветности серой мглы. Странное дело! Вот не понимаю я этого противоречия: да вы научитесь сначала у азиатов детей растить по 3-5 штук, а потом будете учиться практиковать гомеопатию, сыроедение, религию, медитации. Заводить квартиры-машины (принцип, который я называю Экспонента счастья). Это именно потом надо делать, а не предварительно перед тем, что является основой всей жизни. А то ум то есть, а вот разум за последнюю сотню лет Россия окончательно растеряла.



Хозяин сегодня пришёл с охоты и принёс добычу - лесную белку. Женщина отложила шитьё, быстренько приготовила зверя и подала нам на деревянном подносе на ножках (таков стол). К мясу полагались рис, слегка сброженные бобы и отварная зелень. Ежедневно один и тот же рацион, иногда сдабриваемый удачной охотой.



Мы сели, начали трапезу; жена отдельно принесла мужу печёнку зверя - так положено, которой поделились и со мной. Наблюдая, как почтительно в Лаосе относятся к пище, и особенно к мясной, рассуждения европейцев о вегетарианстве кажется наивной брехней. Если лишить Азию употребления мяса и посадить на рис и лопухи, особенно это касается засушливых областей, где урожая почти что не бывает, то страна наполовину вымрет. Только неприхотливая свинья, которая ест всё подряд, способна вырасти здесь до приличного объёма, и свиньи очень ценятся. Детенышей свиней при необходимости женщины кормят своим молоком - я видел раз, но не успел сфотографировать. А потом съедают - и без сожалений: таков привычный круговорот жизни в лаосской природе. Свиньи и курицы, после риса они следующие в жизненном списке преобладающей части Ю-В Азии. На одном припасённом рисе тут долго не протянешь. Поэтому рассказчика, повествующего о необходимости вегетарианства, лаосцы вряд ли воспримут за нормального.



Кормление поросят грудью, это очень интересное явление социальной жизни горных лаосцев. Известно, что с молоком матери младенец получает большой комплекс веществ, генетически предназначенных именно для этого ребёнка, влияющий на формирование иммунитета, содержащий гормоны и витамины. При чём доподлинно установлено, что с молоком уже не матери, а кормилицы, младенец недополучает этих веществ и приобретает её характер, формируются иные фенотипические признаки. Кормление молочных поросят грудью повествует нам о большой генетической связи между видами.



В каждой деревне есть и общий дом, где обитает староста деревни и его семья. Всегда - крыша над головой, где иной лаосец, совершающий дальний переход, может остановиться переночевать. Но и в целом, любой лаосский дом в небольшой деревушке - место, куда может заглянуть на огонёк любой, даже чужак. Т. е. место для общения: граница между «своим» и «чужим» в Лаосе также размыта, как между «домом» и «улицей», «семьёй» и «коммуной». Поэтому нет ничего удивительного в том, что к ночи в доме, где я решил переночевать, набралось гостей. С интересом люди разглядывали мои вещи, когда я стал поочерёдно извлекать их из рюкзака, и протестировали все незнакомые им продукты - российский шоколад «Аленка», хлопья «Геркулес», халву. Самостоятельно развязывали мешки, будто это их личные вещи, брали по маленькому кусочку и делили его по крошкам на всех. Также лаосцы любят поступать и с твоими карманами: вытащат всё на свет, рассмотрят, потом сложат обратно. Не думайте, что они решили вас ограбить: лаосцу присуще любопытство, не покидающее его в течении всей жизни.



Вечный Новый год

Оттрапезничав мы занялись обменом словами, но так и не пришли в общему выводу: никто из моих новых знакомых, которых к ночи набралось уже полный дом, так и не смог выговорить слово «бронетранспортёр». А я в свою очередь не понимал и десятой доли того, чего меня спрашивают. Но атмосфера стояла прекрасная, все смеялись. Я чувствовал себя как дома, и уж конечно здесь нечего было опасаться.

Источники:

https://ardm.livejournal.com/29573.html

https://ardm.livejournal.com/35232.html

https://ardm.livejournal.com/30470.html



Окончание Народность Акха: первобыт на грани 21 века

рис, Юго-Восточная Азия, мужчина и женщина, первобытный строй, традиции лаосцев, жизнь в коммуне, акха

Previous post Next post
Up