Ранее
Камбоджа глазами Дороги Грузовая машина уносит на самый север страны - в Preah Vihear. Здесь, на границе с Тайландом, расположено удивительное место. Около тысячи лет назад, поднявшись на одно из горных плато, среди тенистой чащи люди заметили большие выходы пресной воды и обжили этот край. Результатом 200-летнего строительства стал органично вписанный в местность храмовый комплекс Preah Vihear - храм "Бога Вершины", неплохо сохранившийся до наших дней.
Нас сразу поразило это место. Крутая дорога вывела к подножию стометровой лестницы, которая возносит к первому храму (гопуре). Наверху лестницу по сторонам украшают Наги - многоголовые каменные змеи. Миновав первый храм, запечатленный на денежных купюрах Камбоджи, попадаешь на вытянутую вдоль плато на юг, выложенную камнем, площадь. В конце неё вторая лестница и второй храм, затем ещё и ещё, всё выше и выше, словно взлетаешь над обрывом, которым заканчивается тянущееся почти на километр, узкое плато. С обрыва, на котором древние строители расположили усыпальницы, открывается вид на равнину - дно древнего моря, некогда отступившего от этих берегов.
Но не столько планировка комплекса, вписанность его в рельеф поражает воображение, а больше строгость архитектурных приёмов и выдержанность стиля. В возведении комплекса, это заметно, применены способы уже известных методов строительства, используемые на других континентах. Это тщательно подогнанные блоки, мастерство и безошибочность работы с камнем и планировкой. Отдельного внимания заслуживают окультуренные водоемы: прямоугольной формы ступенчатые «бассейны». По периметрам одного из таких равномерно рассредоточены отверстия непонятного происхождения (назовём это «дырявой темой»). Стиль лаконичен: несколько орнаментов и сюжетов, завитушки, примитивные «ромашки» и волнистые окна не соответствуют методам и размаху строительства. Без сомнений, строители владели отточенным мастерством, позволяющим достигать потрясающего воображение результата при, в общем-то, голых стенах.
Вот эти чудесные постройки на высоте, и открывающиеся через них дали
"Дырявый" бассейн. Назначение отверстий по сей день - только догадки. Версии таковы: отверстия служили для переноски блоков. Но другие блоки не имеют таких отверстий, например, эти колонны:
Здесь вдруг по одному отверстию... Расположение отверстий на блоках хаотично,
они есть и на таких деталях постройки, которые вполне можно поставить руками. Странным выглядят хаотично насверленные отверстия (или выдолбленные) для архитекторов, способных делать такие кладки:
где на больших блоках отверстий уже нет. О кладке: такой клинообразный "подгон" камней можно наблюдать во многих частях света, в Перу, на Юкатан, или в Египте. Как, собственно, и вот такие стяжки, которые также в Preah Vihear обнаружились.
Говорить, что при строительстве, растянувшемся на 200 лет, возникали ошибки, требующие перестройки, тоже нельзя. Комплекс построен в одном ключе. Что касается ошибок, то, приглядевшись к окнам, понимаешь: возникнуть их не могло. Потому что... обычно люди вставляют окна в дома. Здесь же окна формировали... при возведении стен, что само по себе намного усложняло процесс строительства.
Окно: на снимке мы видим, что выточенные колонны не вставлены в уже готовые стены, а помещены в специальные ниши во время возведения самих стен...
и блоки, которые придавливали коллоннадки, весят прилично. Такое строительство требует высокой точности, проще вставлять колонны в готовые проемы окон, а затем замазывать места вставок...нет, строители пошли сложным путём.
Не возникало 1000 лет назад с постановкой блоков весом в тонну проблем.
Отверстия для подъема блоков - неудачная выдумка историков. Большие блоки из основания храмов поднимали на высоту плато в 700 метров без всяких отверстий, а тут вдруг при возведении стен решили насверлить.
О колоннах: вытачивать столько линий - тоже трудоемкий процесс, особенно чтобы колонны были идентичны. Но строителям, не имеющим техники современного уровня, не казалось это трудоемким. Я уж не говорю о том, что вполне можно было вообще обойтись в окнах без этих колонн...которых сотни. И уж конечно можно было обойтись без инкрустации колонн.
Другая версия отверстий - мол, в них вставляли драгоценные камни, и в свете факелов получалась феерическая картина. Да, может быть - но много позже, уже по старой памяти, в храмах так и делали.
В древности храмы-гопуры и аллеи располагались в тени широкого леса, комплекс выглядел ещё более живописно. Сегодня деревья вдоль площади - единственное, что сохранилось от леса.
Разрушенная башня.
Третья версия: дырки удерживали блоки стопкой. Да, тому есть подтверждения,
но, опять, лишь частичное. Возникновение отверстий на вертикальных плоскостях третья версия не объясняет.
И все просто: в неброском орнаменте - примитивные цветочки. Кстати, инкрустация по камню, бордюрам требует также высокой точности изготовления даже если блоки это геополимерный бетон... Вы обратите внимание, как сложно вести линию инкрустации, что прямую, что кривую - мелкие детали равномерно повторяются без ошибок.
Наги из цельного камня - еще одна загадка. Украшение входов храмов Нагами мы наблюдаем по всему миру: на Юкатане и вот оказалось и здесь. Кроме того, хвосты этих нагов оканчиваются трещотками, как у гремучих змей. Но гремучие змеи не водятся в Юго-Восточной Азии! Налицо взаимопроникновение культур.
Видимо, здесь изображён индуистский сюжет изготовления амриты - напика богов.
И кругом блоки, блоки, блоки.... Тонны и тонны пород, как будто это не камень, а солома. Самая дальняя, что на обрыве часть комплекса, вы посмотрите - взорвана! Ну не могла она разрушиться самостоятельно. Тонкие колоннады сохранились. А одни из самых массивных блоков лежат вверх дном. Да ещё и отколоты. Так что здесь произошло?
А вот еще одна загадка на краю обрыва: символы и отверстия. Эти странные отверстия - творение современников? В Преа Вихеа даже надписи "здесь был Вася" не найти, потому что храмовый комплекс всегда находился на пограничной территории, далеко. Интересно было бы объяснить происхождение отверстий, как и их симметричность по треугольнику, и выпадающее из симметрии центральное отверстие.
Сегодня в Preah Vihear расположилась армия Кампучии. Солдаты спят в гамаках среди развалин, готовят здесь пищу, хранят арсенал (при удачном попадании часть храма взлетит на воздух) и писают по углам игнорируя таблички всемирного наследия ЮНЕСКО.
Туристов пускают, но не позволяют ночевать. Неспешный и вдумчивый осмотр храма занял весь день, к вечеру мы напросились к солдатам на ужин. Чем же питается армия Кампучии? Нам подали риса и рыбу, сваренную пополам с банановыми шкурками. Варёные шкурки бананов произвели впечатление.
Мы покинули Preah Vihear 1 февраля. А 6 февраля, по сообщениям прессы, храм был частично разрушен во время артиллерийского обстрела армией
Таиланда, возникшего при столкновении двух стран. Возможно, некоторые из увиденных вами здесь фотографий - уже история.
Солдатский чай
Пограничный "домик духов". Духи охраняют, когда армия спит:
Гранатометы, как видно, рассредоточены и по периметру храма. Так что, как бы еще одно попадание не стало идеально прямым.
Солдатский огород.
Жаль, если с лица планеты из-за меркантильных разборок политиканов исчезнет такой красивый комплекс. Preah Vihear - одно из лучших мест, которые мне пока что довелось увидеть. Он живописней Ангкора.
Годом позже мне вновь удалось увидеть этот загадочный храм. Я отправился в окрестности Бангкока, в парк Сиам, где под открытым небом выставлены макеты важнейших достопримечательностей страны, и каково же было мое удивление обнаружить там Преа Вихеа. Чувство восторга вновь тогда охватило меня, чего-то родного, знакомого, необходимого. Я даже написал стихотворение этому храму - такое вот загадочное, древнее место.
Prasat Preah Vihear
3D Далее
Preah Vihear - Stung Treng, камбоджийцы в лицах