Сталин, взяв митрополита под руку, как настоящий иподиакон...

Apr 19, 2016 20:00



В «переломном» году войны произошел «перелом» и в политике государства по отношению к церкви. ... Еще в начале 1943 года состоялся первый обмен посланиями между Сталиным и патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. 25 февраля 1943 года митрополит писал Сталину о том, что «верующие в желании помочь Красной Армии охотно откликнулись на мой призыв: собрать средства на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского... Примите эти средства как дар от духовенства и верующих русской православной церкви в день юбилея Красной Армии».

Сталин ответил митрополиту в тот же день: «Прошу передать православному русскому духовенству и
верующим, собравшим 6 000 000 рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии».


В самый разгар наступления Красной Армии в Донбассе Сталин во время совещания на ближней даче 4 сентября обратил внимание на положение Русской православной церкви. В тот же день он вместе с Молотовым и Г.Г. Карповым, который вскоре возглавил Совет по делам Русской православной церкви, принял в Кремле митрополита Московского и Коломенского Сергия, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и патриаршего экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Николая.

Высоко оценив патриотическую деятельность церкви во время войны, Сталин стал расспрашивать высших церковных иерархов о проблемах Русской православной церкви. Митрополит Сергий сказал, что главная проблема - отсутствие у церкви патриарха и Священного синода, которые могут быть избраны лишь Поместным собором. Сталин выразил готовность помочь с транспортом для созыва собора с тем, чтобы он начал работу уже 8 сентября.

Сталин не только поддержал предложение Сергия об открытии епархиальных библейских курсов для
подготовки священников, но предложил открыть духовные академии и училища. Когда Сергий заметил, что на открытие академий и училищ «у церкви еще нет сил», Сталин сказал: «Как хотите, но правительство не будет возражать и против открытия семинарий и академий». Сталин поддержал и предложения Сергия об издании ежемесячного церковного журнала, а также об открытии новых приходов в епархиях.

Сергий поставил вопрос и о пребывании в местах заключения и ссылках священнослужителей. Сталин
поручил Карпову подготовить список священников, находившихся в заключении. Положительно отреагировал Сталин и на ряд других просьб митрополитов. Одновременно он предложил церковным иерархам помощь в решении их материальных проблем и обратился к Молотову: «Надо довести до сведения населения о нашей встрече, а также потом сообщить в печати об избрании патриарха». Соответствующее коммюнике было опубликовано на следующий день в центральных газетах.

Во время этой беседы, затянувшейся до трех часов ночи, в которой участвовали Молотов и эксперты по вопросам церкви, Сталин вспоминал свои семинарские годы. Очевидец этой встречи рассказывал: «В конце беседы престарелый, больной митрополит был страшно утомлен... Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание следующую фразу:
«Владыко! Это все, что я могу в настоящее время для Вас сделать». И с этими словами простился с иерархами».

Хотя Русской православной церкви пришлось еще пережить нелегкие времена, нет сомнения в том, что в сентябре 1943 года были заложены основы взаимоотношений между Советским государством и церковью, которые не претерпели перемен даже во время пребывания у власти Н.С. Хрущева, пытавшегося вернуться к политике активного наступления на религию."
Из работы историка, к.и.н. Емельянова Ю.В. «Сталин: На вершине власти»
*
Добавим, что еще раньше, в конце 1941 года в блокадном Ленинграде церковным общинам для осуществления таинства причастия выделялось вино:
«... в самый разгар страшной голодной зимы с 29 декабря 1941 г. по 3 января 1942 г. семи православным общинам города были впервые выделены в общей сложности 85 кг муки и 100 бутылок (75 литров) вина. ...»
подробнее об этом можете прочитать в материале Большевики и церковь. Блокадный Ленинград
*
Уместны привести слова знаменитого митрополита Гор Ливанских Илии, епископа Антиохийской Православной Церкви, человека, независимого от Сталина, от советской власти:
«Мы знаем и верим, что Русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина - достиг и достигнет небывалого еще в мировой истории могущества и расцвета.
Мы твердо верим, что ваша Святая Церковь наслаждается полным миром и спокойствием, с каждым днем развивая все более и более свою многополезную деятельность на церковно-общественной ниве… А посему мы будем молить Всевышнего, дабы Он сохранил… Иосифа Виссарионовича Сталина, а также весь богоспасаемый Русский народ на многие, многие и многие лета».
О высказываниях других церковных иерархов - в следующий раз.
*
По смерти И.В. Сталина в Русской Православной Церкви ему пропели "Вечную память".
Есть люди, которым это ни о чём не говорит.
* * *
Напомним и о том, что в находящееся в большом почёте и ходу т.н. «Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922» - фальшивка, о чём можно понаблюдать даже в "Википедии". Ссылка на это письмо адресует к журналу "Вестник русского христианского движения" Париж, № 97, 1970. Тем не менее, в статье о Патриархе Тихоне ссылки на неё занимают весомое место.
С более подробным рассмотрением её можно ознакомиться в материале Подлинно ли письмо Ленина?

Сталин и церковь, Сталин

Previous post Next post
Up