Преподавание казачьей истории в РФ - историк ИРИ РАН бьет тревогу

Feb 17, 2020 18:00



Так конструировалась и Украина. Манкурты воспитываются открыто, при полном попустительстве и даже помощи государства.
*
«... Вопреки солидной научной традиции с начала 1990-х годов в СМИ, публицистике и популярных изданиях, рассчитанных на массового читателя, научная концепция происхождения и ранней истории казачества была отвергнута. Ей была противопоставлена т. н. «автохтонная теория». ... Россия (Москва) в подобной концепции трактуется как извечный враг «казачьего народа», поработивший его и превративший казачьи земли - «Присуд» или «Казакию» в свою колонию».

Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Никитин (рожд. 1944) с 1970-х годов занимается темой истории казачества.

Никитин в своей статье «Учебные пособия по истории казачества и некоторые проблемы современной историографии», опубликованной в июле-августе 2019 года в российском академическом научном периодическом издании «Российская история», затрагивает тему идущего в России с начала 1990-х годов т. н. «возрождения казачества», под которым следует понимать современное переконструирование в РФ казачьей идентичности.

Он обращает внимание на то, что в последние годы в стране была создана огромная целая сеть образовательных учреждений различного уровня казачьей направленности. В которой, помимо общего курса истории, ведётся преподавание и истории казачества.

Но какой истории?

Учёный отмечает, что в современной России казачья тематика настолько политизирована (особенно в вопросе о происхождении и этнической природе казачества, а также о характере взаимоотношений казачества с Российским государством.), что исследователям, особенно проживающим в «казачьих» регионах, не всегда удается придерживаться строго научного подхода из-за испытываемого «давления извне».

Поэтому,

вопреки солидной научной традиции с начала 1990-х годов в СМИ, публицистике и популярных изданиях, рассчитанных на массового читателя, научная концепция происхождения и ранней истории казачества была отвергнута. Ей была противопоставлена т. н. «автохтонная теория», утверждающая, что казаки - это особый этнос, не имеющий по своему происхождению ничего общего с русским народом и полностью отличающийся от него. Непосредственными предками казаков в этой связи называют практически все древние народы, проживавшие в Северном Причерноморье, либо собственно сам «казачий народ», которому по созвучию находят «предков» в регионе. Россия (Москва) в подобной концепции трактуется, как извечный враг «казачьего народа», поработивший его и превративший казачьи земли - «Присуд» или «Казакию» в свою колонию.

«Автохтонная теория» с ее антимосковскими мотивами восходит к сочинениям казачьих «самостийников» - «автономистов» и «сепаратистов» первой трети XX века: Евграфу Савельеву, Исааку Быкадорову, Шамбе Балинову, Петру Харламову и Андрею Гордееву. Их исторические концепции стали частью идеологии движения «казакийцев», сотрудничавшего сначала с Пилсудским в проекте «Прометей», а потом с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. После войны движение «казакийцев» перешло под покровительство США и внесло свой вклад в принятие Конгрессом США в 1956 году закона 86−90 «О порабощенных народах», действующего до сих пор. Согласно этому закону, казаки считаются одной из «порабощенных» Россией «наций» и вправе требовать создания на ее территории своего независимого государства - «Казакии». Самостийная концепция легла в основу изданного в США в 1966-1970 годах трехтомного «Казачьего словаря-справочника» Губарева и Скрылова. После 1992 года этот «Казачий словарь-справочник» выдержал несколько переизданий в Российской Федерации и стал у современных российских «казакийцев» вместе с сочинениями Савельева базовым.

На старте движения активисты «возрождения казачества» взяли «на вооружение» концепции казачьих «автономистов» и «сепаратистов». ...
<...>

Николай Никитин указывает на негативные тенденции от сложившихся в преподавании истории казачества практик:

«Общеизвестно, что преподаванием истории закладываются основы мировоззрения человека. Но казачьи кадетские корпуса, школы и классы имеют свою специфику. От того, как у них поставлен „учебно-воспитательный процесс“, напрямую зависит, будут ли выпускники этих образовательных учреждений ощущать себя частью русского народа, пусть и весьма своеобразной. Или же они вопреки данным науки будут воспринимать себя как некий „самостоятельный этнос“, „генетически“ с русским народом не связанный и даже „противоположный ему“. Если на уроках истории (даже при условии хорошо организованного патриотического воспитания) казачатам станут навязывать представление о каких-то „особых“, „древних“ корнях их предков, то в душе каждого выпускника таких заведений останется червоточинка, которая рано или поздно так или иначе даст о себе знать».
<...>

Выдержки из статьи на EADaily. Полностью - здесь
Ссылка на статью Никитина.

Казаки

Previous post Next post
Up