Итак,
обещанное продолжение рассказа о нашем марафоне.
Несмотря на то что Лихоборы - это для многих неблизко, и несмотря на палящее уже по-летнему солнце, на прогулку 18 мая пришли более ста человек, причем попасть туда смогли не все желающие: слишком велик был их наплыв.
Нам снова пришлось делиться на две группы.
Акция в Лихоборах стала продолжением нашего проекта "Улица-музей",
стартовавшего в 2009 году, только теперь музеем на время стала целая СТАНЦИЯ. От первой постройки на нынешнем Проезде Черепановых, приписываемой самому Шехтелю, до дальней точки маршрута - водонапорной башни - прошло около четырех часов, но вряд ли кто-то пожалуется на зря потраченное время.
Дома начальников участков, коменданта воинского продовольственного пункта, пост стрелочников, казармы, жилые дома для служащих железной дороги николаевского периода пяти разных типов, каждый из которых архитектурно великолепен, а также дома железнодорожников постройки 1930-х годов с душевыми кабинками на каждую квартиру в подвальном помещении - только часть того, что смогли рассмотреть участники экскурсии.
Специально ради такого случая был организован проход на станцию «Лихоборы», вокзальные здания которой прекрасно сохранились за более чем сто лет с момента постройки в 1908 году. Надеемся, что после запуска движения по Московскому кольцу железной дороги они станут общедоступными. Еще один сюрприз - посещение территории веерного депо, где, кроме самого паровозного депо с веерной конструкцией, взгляду предстали здания нефтекачки, механических мастерских и, разумеется, техника.
Ничто не заменит свидетельств очевидцев прошлого Лихоборов. И такие свидетели были. Заслуженный ветеран-железнодорожник дополнил рассказ гидов, например, тем, что старый паровоз, ранее украшавший депо, сейчас стоит на вокзале в Орле - его могут увидеть все, кто проезжает по курскому направлению, а случайно встретившаяся жительница дома железнодорожников советского периода поделилась воспоминаниями о быте 50-х годов - подчеркнуто светлыми, вопреки распространенным упоминаниям о коммунальных сложностях тех лет.
В общей сложности маршрут состоял из 18 точек. Каждый участник получил буклет со всеми объектами маршрута:
Завершилось все уютным чаепитием рядом с одним из домов ансамбля, в зеленом саду. Организовать его помогла местная жительница Дина Юсупова, координатор проекта "Паровозы. Совы. Лихоборы", которая была одним из инициаторов всей акции и вела необходимые переговоры с РЖД о доступе к обычно закрытым объектам.
Архнадзор также благодарит сотрудников РЖД, давших возможность осмотреть станцию «Лихоборы» и веерное депо.
Ну и, конечно же, огромное спасибо нашим гидам, Юрию Егорову и Евгении Грачевой, за прекрасную экскурсию.
Самые стойкие марафонцы, получили на финише в своем маршрутном листе печать, свидетельствующую о присуждении звания "настоящий краевед".
Текст: Фёдор Бартенев
Фото: Денис Сергеев, Яна Сафронова, Александр Фролов
Дизайн буклета: Денис Сергеев