БОЙ ТРОСТЬЮ ПО ЕВРЕЙСКИ, ИСТОРИЯ И ПРЕДИСТОРИЯ КАПАП

Jan 08, 2014 23:00


В Одессе фельетонист Владимир Жаботинский, тот что с Базарной улицы, не оставил такого следа как его колоритный современник Михаил Винницкий (Мишка Япончик) с Молдаванки. Но Жаботинский сказал: «Единственная сила, которой боятся погромщики, это еврейские батальоны», и теперь он в Израиле все равно что для коммунистов Карл Маркс.



Владимир Жаботинский с тростью, в английском офицерском мундире.

В отличие от Маркса, Жаботинский коммунистическую утопию не приветствовал и объяснял евреям, мутившим революцию в России, что надо ехать в Эрец Исраэль. Увы для всех, тогда его мало кто слушал. Тех же, кто таки покупали билеты на пароход, ходивший между Одессой и Яффой, ждали в Земле Обетованной немножко евреев-сефардов, жавшихся поближе к Иерусалиму и полудикие бедуины. Сефарды платили бедуинам «за охрану» - эвфемизм, в котором легко узнается банальный рэкет. Платили и кавказцам, куда ж без них - черкесам.

Приехавшие в Эрец Исраэль за библейской мечтой романтики, видавшие в Российской Империи всякое, но не этнические ОПГ, стали для быкующих абреков страшным злом и причинили много горя.



Это было даже не смешно - растопыривать пальцы: «Эй ты, я твой дом труба шатал, давай деньги», или как оно там по арабски, перед теми, кто во имя священных свитков Торы только вчера отказался от идеи революционного террора. Иначе говоря, к знакомству с переселенцами из России туземцы оказались не готовы.

Выяснилось, что переселенцам, многие из которых имели не только университетский диплом, но и опыт конспиративной работы в подполье, совсем не трудно создать тайную организацию Бар Гиора, позднее Ха-Шомер (страж). Миссия организации формулировалась лаконично: «В крови и пламени Иудея пала, кровью и пламенем Иудея возродится» (стихотворение еврейского поэта Я. Кахана). Сорок бойцов Ха-Шомер при такой постановке вопроса сделали традиционый бизнес народов Востока чересчур нерентабельным сначала в Галилее, а потом в Иудее и Самарии - абреки быстро заканчивались.


Парни из Ха-Шомер в туземных тряпках, около 1910 года. Умиляет вполне европейская папироска в соседстве с восточной саблей-шамширом у того, что справа. Тот, что слева в качестве оружия предпочел интересный девайс ударно-дробящего действия, конструктивно схожий с тростью Жаботинского на первой фотографии. В уставе Ха-Шомер было сказано: «Каждый член «Ха-Шомер» принадлежит не себе, а Эрец Исраэль. Он должен идти на любой риск. За нарушение устава - смерть».

Опыт этих парней впоследствии пригодился подпольной еврейской армии обороны Хагана, в том числе и при создании собственной системы ближнего боя капап.


Бойцы Пальмах - ударных отрядов Хаганы.

Капап (kapap) - «крав-паним-эль-паним» дословно переводится с иврита как «бой лицом к лицу» - ближний бой. Нравы в Хагане были простые, слово бой понималось буквально. Так что Капап получился не для спортзала - местная жизнь диктовала другие правила:



Антисемиты с кривыми кинжалами джамбиями.

Практика показала, что против такого антисемитизма эффективна палка. Лучше конечно граната и пуля, однако тогдашняя британская администрация Палестины не одобряла огнестрел, за него давали большие тюремные сроки и вешали.

Систему боя короткой палкой и тростью в Хагане осваивали на трехнедельных курсах капап. Вдобавок в программу подготовки входил рукопашный бой - годные на улице элементы борьбы, боксерская ударная техника, нож, учились даже драться камнями.

Надо отметить, что капапа, о котором тут идет речь, уже нет. Он отвечал требованиям своего времени и остался в прошлом. Вместо него теперь «капап»-маркетинг второй свежести, которым кормят хомячков израильские тренеры.

Один из немногих источников по-видимому достоверной информации о капап Хаганы - Ноа Гросс (Noah Gross). Его уже изданная в Израиле книга «Kaпaп с поля на поле боя» должна выйти на английском в 2014 году.

Ссылаясь на своих информаторов - ветеранов Хаганы, Гросс говорит, что сначала главная ставка делалась на короткую палку, поскольку научиться работать тростью сложнее. Но потом решили посмотреть что будет, если схлестнутся две группы обучающихся - с короткими палками и с тростями. Схлестнулись в полную силу. Короткая палка проиграла (http://www.usadojo.com/articles/walking-stick-palestine.htm).

В итоге с 1941-го по 1948-й год базовые навыки боя тростью получили десятки тысяч евреев в Палестине и в лагерях репатриантов в Европе. Английская администрация Палестины думала, что евреи чудят, занимаются спортом и смотрела на это снисходительно.


Это школа Соломона Бляра,

Школа бальных танцев, вам говорят.

Две шаги налево, две шаги направо,

Шаг вперед и две назад…


Интересно девки пляшут… 1948 год. Инструктор приучает своих подопечных правильно двигаться - поощряя их толстой веревкой.

Перед началом подготовки обучающиеся капап должны были сами сделать себе трости. Использовали то, что росло рядом - прямые побеги цитрусовых - лимонного, а также апельсинового дерева. Срезанные палки ошкуривали, обжигали для прочности над огнем и потом шлифовали.

По словам ветеранов Хаганы, тренировались как есть, без защитного снаряжения. К травмам рук, ссадинам и ушибам головы относились философски - как к способу отбраковки малодушных. Для закрепления навыков отправлялись малыми группами на длительные прогулки по недружелюбно настроенным территориям, с посещением мест обитания бедуинов. От конфликтов не бегали, лезущих в драку били.



Пальмах герлз с тростями на прогулке, 1940-е годы. В программу обучения этих девушек из ударных отрядов Хаганы входил не только бой тростью, но и диверсионное дело, парашютная подготовка и стрельба из миномета. Попасть под обмолот таким феминам в шортиках, умеющим действовать жестко и слаженно, в составе группы… да они загнали бы на дерево даже голливудского Рэмбо.

Тем не менее, остается открытым вопрос конкурентности «kapap made Hagana» в сравнении с другими европейскими и азиатскими школами. Здесь битые бедуины не в счет - их восточный менталитет и занимаемая ими экологическая ниша погонщиков ленивых верблюдов не располагали к систематическим тренировкам с оружием.

Стоило бы также оценить место капап на шкале регресс-прогресс, взяв за точку отсчета вызывающий уважение профессионализм парней из тайной организации Ха-Шомер - упоминавшихся выше предшественников Хаганы.

Поскольку Ноа Гросс говорит, что капап придумали евреи, пусть будет так. Хотя основатели капапа все-таки упоминали найденную в библиотеке Иерусалимского университета книжку Герберта Ланга «Трость. Метод самообороны» (изданную в 1923 году), в которой описана система боя тростью, разработанная швейцарцем Пьером Виньи. Автор книги Ланг, ученик Виньи и офицер британской полиции в Индии, вроде бы обучал по этой системе полицейских индусов.

Пьер Виньи, преподававший в начале 20-го века сначала в «академии баритсу» Бартон-Райта в Лондоне, а потом открывший собственную школу в Женеве, был неплохим фехтовальщиком и на этом построил свою систему. Как следствие, она хорошо ложилась на двигательные навыки его учеников-аристократов, знакомых с фехтованием с детства.

Считать ли типичные фехтовальные позиции на многочисленных израильских фотографиях 1940-х годов заимствованными у Виньи? Пусть нет. Их вполне можно объяснить и собственной фехтовальной подготовкой тех, кто придумал капап.

Но тогда остается предположить, что эти люди или приписали себе авторские права на классическое фехтование, или заметно улучшили его как систему, или испортили:


Фотография капап.



Фехтовальная кварта coupée, парированная октавой. Иллюстрация из европейского трактата, написанного задолго до изобретения фотографии. Найдите десять отличий.

Способно ли то, что исходно создавалось как массовый фехтовальный ширпотреб, быть лучше, чем высокое искусство фехтования? Вопрос риторический. Если капап, при таких своих стойках, отличается от классического фехтования, значит, он хуже. А если он отличается еще и настолько, чтобы считать его оригинальной системой, значит, он хуже вдвойне. Что впрочем никак не дескредитирует практические результаты его применения.

Как дрались в Ха-Шомер не известно. Приходится делать выводы, полагаясь на сохранившиеся следы их боевой культуры:


Ха-Шомер в Галилее, 1900-е годы. Два ха-шомеровца вооружены, кроме ружей, кавказскими кинжалами «къамэ» размером с древнеримские мечи гладиусы - «свободы тайный страж, карающий кинжал, последний судия позора и обиды» как сказал поэт А.С. Пушкин. Вообще-то сложно вообразить себе кавказца, который добровольно отдал бы еврею такую полезную вещь.

Судя по фото, оппонентов-абреков ха-шомеровцы по большей части отстреливали, что логично. Однако ружьями и прочим огнестрелом их вооружение не ограничивалось. Стоит также вспомнить фотографию бойцов Ха-Шомер в начале текста. По ней видно, что по крайней мере одному из членов этой организации было не чуждо оружие ударно-дробящего действия типа трость.

Разница между этим девайсом и тростями «kapap made Hagana» большая. Трости капапа - палки с симметричным балансом. У девайса на фото - асимметричный баланс благодаря утолщению-набалдашнику.

Во избежание священной войны, холивара на тему какая палка какую переборет - «слон или кит»: оружием, хорошим или плохим, по сути является не то, что у человека в руках, а он сам. Средневековый терминатор Миямото Мусаси с похмелья прибил какого-то мастера самурая с катаной вообще обломком весла. Так что трость ха-шомеровца интересна с иной точки зрения, а именно тем, что в сравнении с тростями капап у нее другая родословная.

Трости капап, исходя из фехтовальной логики их применения, по факту ни что иное как деревянные макеты европейского колюще-рубящего клинкового оружия. Предками же трости «ха-шомер» в Эрец Исраэль решали вопросы с ветхозаветных времен. Ее местная генеалогия прослеживается до Соломоновых притчей: «Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых».



Ветхозаветные палки для глупых (на переднем плане) в этнографическом музее израильского города Акко.

Глупыми были те, кто недооценивали эти изделия еврейского народа. Такие девайсы быстрее бейсбольной биты, при сопоставимой с ней силе удара. А несколько большая чем у простой бьющей палки амплитудность с лихвой (во всяком случае в варианте трости «ха-шомер») компенсируется широким диапазоном технических действий на средней и ближней дистанции. Но это уже совсем другая история.
                                                            Первоисточник статьи: http://archaicon.com/article/5

истории с тростями, бой тростью

Previous post Next post
Up