О СОВРЕМЕННОМ "ВЕРУЮЩЕМ" И "РЕЛИГИИ ТУСОВКИ"

Aug 05, 2012 10:07

Оригинал взят у asnecto в О СОВРЕМЕННОМ "ВЕРУЮЩЕМ" И "РЕЛИГИИ ТУСОВКИ"
В последне время для постсоветского пространства характерна противоречивая ситуация.
С одной стороны, наблюдался рост религиозности (число людей, декларирующих себя верующими, с 1994 г. возросло с 32,8% до 60-70%). С другой ­- набирал силу процесс секуляризации (светкости).

Вместе эти процессы породили кучу мифов и просто мифотворчество, сформировав так называемого «секулярного верующего»: человека, соотносящего себя с определенной конфессией (80%-85,7%), но не имеющего религиозного типа мировоззрения (свыше 72%) и практически не участвующего в церковной жизни. Такое мировоззрение называют квазирелигиозным, т.е. характеризующимся верой не в бога, а в какие-либо другие высшие силы (природа, НЛО, космос, высший разум, барабашки, реинкарнацию и т.п.) или еще «социально-ориентированной», «ситуативной» религиозностью.

В чем же природа сего «верующего»?
Есть две основных версии:1) Философская - становление квазирелигиозности, деконструкция религии во всем современном мире и эпохе религиозного постмодернизма.

2) Социальная - объясняется воздействием социальных факторов: «маятниковостью» постсоветских религиозных процессов, влиянием моды, - то есть сменой ценностного, нравственного фундамента, но, применительно к религии, ничуть не изменившимся с советского времени мировоззрением.

Проще говоря, современная «религия» приобретает новое качество МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ, обладая всеми ее качествами:

- массовостью
- тусовкой
- потребительским характером
- развлекательной направленностью
- борьбой и раскруткой религиозных брендов,
- активным развитием рынка религиозных услуг и пр.

Причем «религия массовки» - религия городской массовки (тусовки).
Впервые, пожалуй, современная религия переместилась в город из села, деревни, которые традиционно выступали хранителемотносительно незамутненной всякого рода церквями «народной», недогматической веры.

Остается открытым только один вопрос - а где существует (и существует ли) собственно то «православие», оплотом которого очень хочет казаться РПЦ? Пожалуй, только внутри ее ограды и БОЛЬШЕ НИГДЕ… Да и это спорно, если проанализировать диссертационные работы трех Духовных Академий - Московской, Киевской, Минской. Модернизм и постмодернизм - суть методов и мировоззрений, особенно Московской. Но это уже совсем другая тема...

Что получается? Получается, что если говорить о религии как части массовой культуры, т.е. религии "тусовки" - цифры о "большинстве православных" будут верны. Если говорить о религии как вере в Бога, предполагающей принятие "верующим" обязательств (как-то: регулярные молитва, исповедь, причащение и т.п.), то православных у нас окажется меньше, чем священнослужителей …



Источник сообщения
Previous post Next post
Up