Архыз 2016, начало

Jan 27, 2017 12:05

Преамбула

Подготовка к походу

Так все легко казалось в походе - приедем домой - и бах - отчет. Где там… Впечатления стерлись, и мероприятия грядущие уже ближе и реальнее, чем то, что осталось позади. Однако не для себя решил я составить этот эрзац-отчет, а для тех людей, которые с детьми соберутся в поход и будут думать - куда им идти и зачем. Может мои слова помогут им выбрать свой путь.
Первая наша половина группы прибыла поездом и автобусом в поселок Архыз днем - а мы еще днем раньше безнадежно застряли в пробке в проклятом Лосево и ночевать остановились за Мамоном на площадке у памятника в честь боев на Осетровском плацдарме, протиснувшись через шеренгу машин на стоянке у заправки. Из-за дождя и ночи даже не съезжали к Дону, хотя тут у нас любимое место отдыха… Ну и утром задержались, поймав на пути пробку в Ростове. Так на каждом шагу отставали и отставали от графика, потом преодолевали сон и километры, высматривая горы на горизонте. Когда мы их увидели, небо омочило нас дождем и одарило чудом радуги.

В Карачаево-Черкесию въезжали уже в сумерках
под частые и назойливые звонки из Архыза - где вы там. Черкесск решили обойти стороной - и только въехали в Адиль-Халк - БАЦ. Что-то хрумкнуло в машине, руль перестал крутиться и запахло паленой резиной… Позвонил мастеру - слава Богу, разобрались в поломке - лопнул ремень гура. Ну и ладно. Снова сели в машину и двинулись через темень к нашему Архызу. Непривычно тяжелый руль на малых скоростях вполне позволял больше не засыпать. Потихоньку дорога вползала в горы. Где-то в районе Хабеза мимо проплыла скала, одетая огнями и отелями. К Архызу подъезжали уже в полной темноте, и было ясно - всё уже спит.  Очень боялся пропустить перекресток - но вариантов особо не было. В центре Архыза повернули направо в горы на проселок и, пободавшись с коровами, выехали на окраину села. По телефону не смогли понять - где наши выбрали место под лагерь, пришлось их вызывать.
Очень это было странное и непривычное ощущение - рулить на машине в горы с тяжелым рулем, ночью, потом искать место под стоянку, поворачивать машину так, чтобы не уехала в случае отказа ручника.

25 июля 2016г. День первый.
С утра засели за дележку снаряжения и продуктов, упаковку. Завтракали, собирались. Машину я загнал на одну из баз отдыха - без гарантий, но за сто рублей в день. Ну и ладно - как будто-бы в другом месте гарантии дадут - под присмотром - и ладно. Та же договорился об обратном транспорте, взял телефон и обозначил срок возврата. На МЧС времени не хватало (хотя и зря - все равно потом еще день потеряли - на море почти что и не были).
Сборы не без приключений закончились, солнце по кавказски спряталось часов в 12 за облака - а мы двинулись в путь.

Чуть вернувшись назад стали подниматься вдоль Баритовой балки. По пути познакомились с большой группой разношерстной молодежи из Армавира, Лабинска, Кропоткина под руководством и в сопровождении аксакалов. Потом на переходах «играли в шахматы»- то они нас обгонят, то мы их - пока на Запрудном озере наши пути не разошлись совсем. Народ попался в соседней группе простой - уже на первом привале жевали колбасу и угощали нас :--). У меня сил жевать колбасу на втором переходе первого дня не было, но дети оторвались.
План первого дня состоял в том, чтобы продвинуться к водопаду Баритовый (минимум) или дальше. Ну и разобраться в обстановке, а то у меня плохо выстраивается понимание района только по чтению отчетов.
Подъем вдоль балки завлекалами почти не мучил -включил тягун и крутяк одновременно. И мы пошли. Через пару переходов тропа закладывает обратно в сторону долины Зеленчука большую петлю, чтобы обойти первый скальный пояс. Здесь многие группы издавна проскакивают вдоль ручья  до скал - поскольку обратная петля не очевидна, она похожа на тропу, которая идет куда-то еще, но только не на Баритовый. И даже несмотря на предупредительный завал на развилке - мои дети в два пинка раскидали его и рванули вперед по ложной тропе. Ох, как я их догонял с Женькой. Вернулись на развилку. Пошли по петле и в сказочном пихтовом лесу нас немного помочило дождиком. Этот кусок хвойного леса напомнил нам Лагонаки - долину реки Курджилс, куда мне хочется еще вернуться. Но длился он недолго, петля проходится за один переход и возвращает в балку. Больше леса мы не видели весь поход.
Мышицы задних ног воют от непривычной нагрузки, мелко подрагивают и хотя отказать - эй, хозяин, это что у нас? Еще полперехода - и  водопад.

другой ракурс

Вечереет. Соседняя группа уже поставила лагерь и развела костер в сосновой рощице. В поисках лучшей жизни мы сначала рванули по нижней тропе - но быстро утонули в зарослях травы в рост человека. После дождя - это что-то, скажу я вам! Плюнули - пошли сдаваться. Получили предложение присоединиться к стоянке - и отказываться не стали. Вытоптали в траве и крапиве площадку под палатку, сварганили нехитрый ужин, побалакали с народом постарше - и спать.

Из  хронометрического. С учетом прогулки вдоль ручья до скал и обратно подъем  до водопада составил 4,5 перехода от места стоянки (переход смело можно вычитать). Набор высоты приличный, горняжка немного попрессовала. Со стоянки вышли в 12-30. В 15-00 в начале петли. В 15-30 опять там же. В 16-40 дошли до водопада.
Погодное. Солнце до часу. Потом переменная облачность, потом моросит примерно с четырех до пяти. Далее до ночи облачно, изредка чуток моросит.
Из детско-технического. Вблизи водопада довольно крутые травянистые склоны, по ним ходить неприятно, но страховки за руку достаточно. Старшие дети ходили без проблем. Около водопада тропа раздваивается - одна пересекает ручей прям под водопадом и поднимается на правый борт долины выше сосновой рощицы по крутому склону. Лететь есть куда. Вторая тропа пересекает ручей метрах в пятидесяти ниже, и обходит рощицу ниже по склону. Потом она уходит вникуда, но с нее возможен удобный и безопасный подъем через эту самую рощицу на верхнюю тропу. Днем и детям старше 10 лет информация не актуальна.

Следующая серия. Перевал Баритовый.