Продолжая тему «борьбы с лженаукой», инициируемой настоящими лжеучеными, было бы несправедливо не упомянуть и апологетов этого течения, которые являются не просто старшими наставниками, а, пожалуй, «великими учителями» современных «борцов с лженаукой».
Так, в конце 80-х годов прошлого столетия «блистал пером» заведующий отделом науки «Литературной газеты» О.Мороз, чей бестселлер «От имени науки» был выпущен «Политиздатом»- в 1989 году. Кстати, в отличие от своего коллеги из «Известий» П.Образцова, он не называл себя открыто «научным сотрудником», но, судя по названию книги, все-таки, подразумевает. Зато все традиционные факты, «разоблачающие лженауку», за исключением личных нападок на Э.Мулдашева, были скопированы П.Образцовым именно с этого труда. В этом убеждаешься в ходе его прочтения. Но есть в нем и кое-что, о чем П.Образцов и не упоминает. Это несколько случаев разоблачения настоящих шарлатанов, называющих себя экстрасенсами. Впрочем, таковые имеются и среди самих ортодоксальных ученых. Однако детальный анализ других приводимых автором «доказательств» явно указывает на отсутствие объективной оценки и сформированное заранее предвзятое мнение.
Так, в качестве опровержения исследований Р.Моуди о наличии околосмертного опыта в состояниях клинической смерти, О.Мороз приводит мнение двух своих знакомых, которые, пережив подобное состояние, «ничего не видели». В качестве примера следует отметить, что тот же Р.Моуди анализировал опыт более 150 больных.
При этом, исследования Р.Моуди были далеко не единственными. В середине 1970-х годов американские исследователи сделали поразительное открытие. Врачи-реаниматоры обнаружили, что многие люди, возвращенные к жизни после клинической смерти, обладают особым опытом. Так, они были способны рассказать о том, что происходило в нашем мире после их кончины, и как развивались события в то время, когда их тело оставалось неподвижным. В то же время другой мир, в который они вступали, имел своих обитателей и загадочным образом был связан с нашим миром.
О том, что древние имели подобные знания, указывающие на то, что усопший может вернуться к жизни, свидетельствуют многие мифы, религиозные тексты, исторические хроники и жизнеописания. В качестве примеров можно привести «Республику» Платона, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Естественную историю» Плиния Старшего. Кант не только учил предсуществованию и бессмертию, известным из учения о реинкарнации, но и рассматривал рождение человека как воплощение его трансцендентального его субъекта, а потусторонний мир - как область наших восприятий, лежащую по ту сторону порога нашего сознания.
Подобного же взгляда придерживался и К.Дюпрель, который писал: «Так как чувственное наше сознание освещает только часть нашего существования, заключенную между нашим рождением и нашей смертью, только наше земное существование, то это обстоятельство должно порождать в нас иллюзию, будто наше рождение есть начало нашего существования, а наша смерть - конец его...».
Первое же серьезное изучение посмертного опыта было сделано в XIX веке известным швейцарским геологом Альбертом Геймом, который собирал наблюдения людей побывавших на грани жизни и смерти. В результате этих исследований, он пришел к вполне определенному выводу, касающемуся состояний клинической смерти: субъективный опыт, полученный в состоянии, близком к смерти, у разных людей сходен, независимо от конкретных обстоятельств. Работа ума сначала резко ускоряется и обостряется. Время необычайно растягивается, и перед внутренним взором погибающего проходят картины его жизни. При этом человек видит себя как бы со стороны.
Обширное исследование, проведенное группой ученых из Кембриджа во второй половине XIX века, выявило множество данных о необъяснимых происшествиях в момент смерти, таких, как остановка или неожиданное начало хода часов, звон колоколов, падение фотографий или картин со стены и многих других подобных инцидентов. Другой факт, привлекший ранних исследователей околосмертных состояний, касался видений умирающих, которых, казалось, их уже умершие родственники приглашали к переходу в другую реальность. Как отмечали исследователи, эти видения были очень достоверными и убедительными. Они вызывали у умирающих состояние эйфории и облегчали их переход от жизни к смерти. Впервые на этот факт обратила внимание Ф.П.Кобб в 1877 году. Ее последователями, детально разработавшими дальнейшие исследования, были Дж.Хайслоп, У.Баррет и Х.Харт.
Подобные исследования позднее продолжили Э.Кублер-Росс, Р.Моуди, Дж.Риччи, Э.Харалдсон, С.Парнаи, М.Сабоб, К.Ринг, П.Калиновский, М.Сейбом, Г.Шварц, М.Кин, Дж.Мейерс, Б.Мальц, К.Осис, Э.Харалдсон, Б.Грейсон, Ф.Этуотер, Б.Харрис-Уитфилд и многие другие. Обнаружилось, что рассказы свидетелей или временно усопших фантастически схожи. Независимо от религиозных, культурных, цивилизационных различий они рассказывают о странной раздвоенности сознания, при которой они воспринимали как наш мир, так и другой, в котором они вступали в контакт с уже умершими когда-то родственниками. Но при этом они не могли вступать в контакт с обитателями нашего мира и не могли управлять своим физическим телом. Возвратившись к жизни, они называли такие тончайшие детали происходившего вокруг в момент их «смерти», которые невозможно выдумать и которые действительно имели место.
Одним из самых необычных аспектов подобных состояний были переживания выхода за пределы телесной оболочки, во время которых они могли сверху видеть свои тела и усилия, направленные на спасение их жизни, а также свободно путешествовать по другим помещениям и даже удаляться достаточно далеко от своего тела. Американский психиатр С.Гроф отмечает чрезвычайное сходство подобных состояний с описаниями тибетской «Книги мертвых» и некоторыми другими эзотерическими источниками.
Обширные исследования, проведенные К.Рингом, показали, что даже слепые от рождения люди после подобных состояний правильно описывали происходящее в моменты их реанимации. При этом самые разнообразные детали окружающего пространства воспринимались слепыми весьма точно, от элементов электрического оборудования на потолке операционной до деталей пейзажа, окружающего больницу, наблюдаемого с высоты птичьего полета.
К.Осисом и его сотрудниками на основе масштабного анкетирования врачей и сиделок у смертного одра пациентов был зарегистрирован широкий диапазон явлений, происходящих с умирающими. Детальный анализ был проведен по возвращенным 640 анкетам, респонденты которых заявили, что были свидетелями 35 540 случаев видений на смертном одре.
Академик РАН Н.Бехтерева утверждала, что феномен «внетелесных видений» отмечается хоть и не во всех случаях реанимации, но и не исключительно редко. При этом не только общие черты, но и даже детали этих «видений» имеют большое сходство у людей различных национальностей и социальных групп.
Как видим, данные научного исследования феномена "клинической смерти", дающем представление о посмертном существовании, оказались достаточно близки к древним религиозным представлениям о потусторонней реальности и обитании в ней душ умерших людей. И они основывались отнюдь не на мнении двух знакомых, которые "ничего не видели" переживая состояние клинической смерти.
michael101063 ©